Телеканал Дождь временно приостанавливает свою работу

От плашки до блокировки: что грозит «приземленным» в России IT-гигантам

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Иностранные IT‑компании стали приземляться в России. Китайские соцсети TikTok и Likee, американская Apple и израильская Viber разместили форму для обращения российских пользователей на своем сайте. Об этом сообщает Роскомнадзор. Такая форма — это первый шаг, дальше иностранцы должны будут открыть филиал в России и создать личный кабинет на сайте регулятора. Подробнее об этом теме рассказал Богдан Бакалейко.

Viber сообщил, что готовит открывать свое представительство в России. Закон о приземлении вступил в силу в 2022 году. Среди соавторов Антон Горелкин, у которого до недавнего времени телеграм-канал назывался «Душитель интернета», и Александр Хинштейн, который и придумал законопроекту народное название «приземление». Хинштейн, презентуя законопроект прошлым летом, несколько раз повторял, что документ никак не будет ущемлять права граждан. При этом «экономические меры побуждения» или, иными словами, наказания за неисполнение закона, депутаты тоже прописали. 

Иностранную соцсеть могут обязать ставить какую-нибудь огромную плашку, по аналогии со СМИ-«иноагентами», либо на ресурсе запретят рекламироваться российским компаниям, либо ресурс и вовсе заблокируют. Разброс наказаний большой, но в законе не прописано, какие запреты и за какие из нарушений будут применяться. При этом в документе также прописано, что компании можно наказывать, если они не хранят персональные данные россиян на территории России — как это прописано в «законе Яровой», и не обеспечивают свободу СМИ — ну то есть если вдруг последует блокировка какого-нибудь российского телеканала, то тоже можно будет применить эти ограничения. 

Какие компании должны исполнять этот закон? Главный критерий — ежедневная русскоязычная аудитория сервиса должна быть более полумиллиона человек. В перечне Роскомнадзора сейчас 13 компаний. Здесь все: и Google, и Twitter, и Telegram, и Meta — которая до недавнего была Facebook и даже Zoom. У всех разный статус исполнения требований закона. На сайте Роскомнадзора можно все отслеживать. Например, компания Apple выполнила уже два из трех. Зарегистрировала личный кабинет, сделала на своем сайте обратную форму — не хватает только филиала в России. Обратная форма нужна для пользователей, хотя многие компании делали её и без закона — для жалоб и предложений. Кабинет на сайте РКН нужен для оперативного контакта власти с платформой в случае неисполнения законодательства, ну а офис — для хранения данных, ну и непосредственного контакта с представителями платформы, если через онлайн кабинет достучаться не получается. 

В законе практически вся конкретика отдается на усмотрение Роскомнадзору. Депутаты только прописали ход действий и уже рады отметить исполнение их норм иностранцами. В частности, один из соавторов, Антон Горелкин, в своем телеграм-канале похвалил китайскую соцсеть Likee, которая даже перевыполнила его требования и установила специальное приложение MyTracker. Его создали разработчики Vkontakte. Если коротко — My Tracker отслеживает все действия пользователей и предлагает персональный, интересный каждому из них контент. Не нужно лишний раз напоминать о том, как правоохранительные органы очень быстро и оперативно еще несколько лет назад находили и возбуждали дела за посты, репосты и мемы во Вконтакте. 

Фото на превью: агентство «Москва»

Купите подписку

Вы уже подписчик? Войти

Партнерские материалы

Подвешенная подписка

Выберите человека, который хочет смотреть , но не может себе этого позволить, и помогите ему.

    Другие выпуски
    Лучшее на Дожде