Особые мнения судей учтут в поправках к закону о митингах

01/03/2013 - 21:32 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Ещё два судьи Конституционного суда высказали особое мнение по поводу скандального «закона о митингах», принятого, как раз, после событий на Болотной 6 мая. Ранее коллегия судей признала его в целом легитимным. Но вот уже третий протест судей, которые говорят, что решение признать закон было безответственным.

Скажется ли это на судьбе закона – выясняла Ксения Батанова.

Батанова: Вслед за Владимиром Ярославцевым, который неделю назад высказал свое особое мнение по закону о митингах, с критикой закона и решения Конституционного суда выступили судьи Юрий Данилов и Сергей Казанцев.

Основной упрек тот же, что и Владимира Ярославцева – скорость, с который был принят закон о митингах. Депутаты одобрили документ в 5 раз быстрее установленного срока – за 26 дней вместо ста с лишним. Юрий Данилов говорит о том, что с документом не дали ознакомиться регионам, хотя он относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, под угрозу были поставлены «основополагающие принципы российского федерализма». Судья также вспоминает о том, как была прервана итальянская забастовка».

Тогда Илья Пономарев и Дмитрий Гудков декламировали вслух каждую из многочисленных поправок к нормативному акту вместо того, чтобы огласить их единым пакетом. Но оппозиционеров прервали. Время выступления сократили с положенных по регламенту 3 минут сначала до одной, а потом и до 30 секунд. «Воистину, когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила», – так прокомментировал Данилов действия единороссов.

Судья Казанцев в целом поддерживает своего коллегу, правда в более мягких выражениях. При этом он обращает внимание на конкретные положения закона – фактический запрет одиночных пикетов и запрет на распространении информации о митинге до его согласования.

В законе сказано, что активисты, стоящие друг от друга менее чем в 50 метрах, могут быть признаны участниками единого несогласованного мероприятия. Со всеми вытекающими отсюда задержаниями и штрафами.  Как говорит Казанцев, хотя оштрафовать людей  могут только по суду, сам факт задержания или сорванного пикета – это нарушение гражданских свобод, а также моральные потери участников пикета.

Кроме того, судья Казанцев отмечает нелегитимность пункта, который запрещает собирать участников акции до того, как она была согласована с властями. А ведь почти все митинги последнего года были согласованы в последний момент. Таким образом, организаторы оказываются в зависимом от представителей органов публичной власти положении», – говорит Казанцев.

Но даже три особых мнения не означают, что решение Конституционного суда изменится, говорит  бывший зампредседателя суда Тамара Морщакова.

Тамара Морщакова, советник конституционного судьи: Ничего не может последовать, решение вступает в силу, все остальное - это только этическая позиция. Если бы было больше половины, то решение не было бы принято. А оно принято большинством голосов. Особое мнение - это форма защиты меньшинства. Это ничего не меняет, просто нас с вами просвящает, потому что показывает нам какие-то другие стороны акта, которые в основном решении, оценены иначе.

Таким образом практического применения особые мнения не имеют, однако на них возможно обратят внимания депутаты при разработке поправок в закон о митингах.

Вадим Соловьев, депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ: На основании решения Конституционного суда в любом случае должен быть разработан проект закона о внесении поправок, и потом, когда он будет рассматриваться, мы обязательно в него заложим, опираясь на особое мнение, свои дополнительные поправки. Поэтому схватка сил впереди. Мы как раз будем заниматься анализом и особых мнений, и своей позиции. В ближайшее время мы вернемся к этом вопросу. Тем более, что наши коллеги из "Единой России" заявляли о том, что в долгий ящик они откладывать это не собираются.

Впрочем, на многое рассчитывать не стоит, поскольку Конституционный суд признал легитимным почти весь закон о митингах, за исключением пункта о том, что заявителем не может быть человек, привлеченный к административной ответственности.

Также по теме
    Другие выпуски