Оппозиция «хоронит» президента Узбекистана: перенес инфаркт, кланы бьются за власть

27/03/2013 - 21:53 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно

Скорее жив, чем мертв. В Узбекистане – ходят слухи о том, что бессменный президент страны Ислам Каримов – перенес инфаркт и теперь при смерти. Каримову – 75, хоронят его уже не в первый раз. В последний – отправляли в мир иной год назад, когда Каримов также пропал с экранов.

Новые слухи о плохом самочувствии президента распространили местные оппозиционеры. Правда, едва информация о болезни Каримова дошла до российских средств массовой информации, как информагентства поспешили отрапортовать о встрече Каримова с министром иностранных дел Казахстана.

Впрочем, фотографий встречи – нигде нет. Так что выходит, что на публике Каримов не появлялся больше недели, с праздника Навруз. На 15 апреля – намечена встреча Каримова с Путиным. Пока что об отмене переговоров – не сообщалось.

Самочувствие Ислама Каримова обсудим с лидером узбекской оппозиции в изгнании – Мухаммадом Салихом, главой Народного движения Узбекистана. Он с нами на прямой связи из Турции.

Зыгарь: От куда вы получаете информацию о том, в каком состоянии находится Ислам Каримов, и какие ваши последние данные?

Салих: О Каримове мы получаем информацию из его ближайшего окружения. Мы убеждены, что Каримов, действительно, 19 марта получил обширный инфаркт. Если бы мы не верили в достоверность этой информации, мы бы ее просто не печатали. Мы и сейчас настаиваем на том, что 19 марта Каримов получил обширный инфаркт. Конечно, если бы это был простой инфаркт, он бы уже встал на ноги через 3 дня. Но через 8 дней, уже сегодня, объявили, что он встретился с казахским министром иностранных дел. Мы не верим в те изображения, которые показали по телевизору, потому что Каримов там слишком бодр. Я думаю, что это монтаж, это кадры из прошлого. Нам даже удалось сегодня узнать, что именно спровоцировало инфаркт у Ислама Каримова.

Арно: Но ведь слухи об ухудшении его здоровья  бывали и ранее и потом они опровергались. Кто может дать гарантию, что на этот раз у него действительно серьезные проблемы?

Салих: Мы даем гарантию за свои сообщения. Мы получили из самого ближайшего окружения Каримова эту информацию и уверены, что он получил этот инфаркт.

Зыгарь: Как могут развиваться события дальше? Сценарии довольно катастрофические, что будет с Узбекистаном, если Каримов умрет, разрабатываются уже примерно лет 10. Какие ваши планы? Собираетесь ли вы сразу возвращаться в Узбекистан?

Салих: Сейчас об этом не только мы – оппозиция – думаем, но и думают очень многие из окружения Каримова. Я убежден, что уже сегодня идет ожесточенная борьба, и у нас есть сведения, что две очень сильных группы, можно сказать, два клана в главе с двумя генералами борются за каримовское наследие.

Зыгарь: Назовите их фамилии.

Салих: Это Кайрат Шарахуджаев, генерал СНБ и молодой генерал Шухрат Гулямов. Кайрат Шарахуджаев защищает интересы Шавката Мирзияева, премьер-министра Республики Убекистан. Между прочим, Шавкат Мирзияев видит себя без пяти минут президентом Узбекистана. Его заместитель Рустам Азимов тоже один из потенциальных кандидатов в президенты. Этих двух кандидатов сейчас покрывает генерал Шарахуджаев.

Зыгарь: Я правильно понимаю, что в случае смерти Каримов вы вряд ли вернетесь в Узбекстан?

Салих: Нет, думаю вернемся, потому что ни один клан не доверяет друг другу, они знают, что если один из них победит, он обязательно «съест» другого. Мы вернемся, потому что у нас есть платформа, поддержка в народе. У этих кланов нет поддержки в массах, поэтому эти кланы все равно будут вынуждены договориться с нами.

Другие выпуски