«Они говорили, что это будет командировка». Член СПЧ Сергей Кривенко о возможной отправке контрактников на территорию Украины

14/02/2015 - 15:31 (по МСК) Ксения Батанова

Совет по правам человека направил в Министерство обороны России запрос с требованием проверить информацию о возможной отправке контрактников одной из частей Мурманской области на территорию Украины. Член Совета по правам человека при президенте Сергей Кривенко рассказал, что с жалобами обратились около 20 контрактников. Для встречи с ними правозащитник приезжал в Мурманскую область и узнал, что за отказ от поездки командир, якобы, пригрозил контрактникам увольнением. Они заявили, что отказываются ехать под Ростов в отсутствии письменного приказа и напишут соответствующие рапорты. Подробнее об этом рассказал сам Сергей Кривенко, член СПЧ,  директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право».

Батанова: Сергей, скажите, пожалуйста, когда вы получили эти жалобы от контрактников и каким образом они к вам попали – это были письменные обращения, они вам звонили, может быть, кто-то к вам приезжал?

Кривенко: Наши правозащитные организации и партнерские организации, такие как Комитет солдатских матерей и другие правозащитные организации, которые занимаются защитой прав призывников и военнослужащих, у нас есть и горячие линии. Это были сначала звонки на горячую линию с такого рода информацией, потом, когда удалось организовать поездку в конце января в Мурманскую область, я в Мурманске встретился с этими контрактниками, которые рассказали мне об этом происшествии, написав заявление в Совет по правам человека.

Батанова: А вы прям приехали в часть и общались с ними на месте, либо вы встретили их на территории части?

Кривенко: В часть я не приезжал. Они же контрактники, они имеют право выйти, и мы общались вне территории части.

Батанова: А вам удалось поговорить с руководством, которое и предлагало им поехать, по крайней мере, чисто в теории, удалось ли с ними пообщаться?

Кривенко: Пока такой задачи не ставилось. Сначала я хотел прояснить ситуацию, потому что неоднократно были высказывания представителей министерства обороны о том, что никаких российских войск на территории Украины нет, поэтому когда военнослужащие говорили о возможности такой поездки, это вызывает вопросы. Поэтому хотелось, в первую очередь, услышать от самих военнослужащих, так ли это. И более четко понять, что им говорили.

Батанова: А что они рассказывали, на каких условиях им предлагали ехать, куда именно предлагали ехать?

Кривенко: Они говорили о том, что говорилось, что это будет командировка, что они остаются в ранге военнослужащих, никаких дополнительных условий не предполагалось. Если речь идет о деньгах - естественно, они получают то денежное довольствие, которое получают, пользуются теми правами и обязанностями как российские военнослужащие, как и пользуются. Просто их направляют для выполнения боевой задачи. И на вопросы самих военнослужащих, как такое может быть, когда у Украины с Россией нет боевых действий, по крайней мере, официально объявленных, и что это незаконно, командир не смог ни предъявить приказ, со слов военнослужащих, ни каким-то образом прокомментировать свои слова. Поэтому мы и направили этот вопрос в министерство обороны для прояснения ситуации.

Батанова: Никакого документа не было? Была просто беседа, предложения: вот, отправляйтесь воевать туда-то.

Кривенко: Военнослужащие - они же не маленькие дети, они на своей жизни уже очень много испытали, и они способны адекватно воспринимать, когда это идет разговор в виде шутки, когда идет предполагаемый разговор, а когда ставится такая уже задача. По крайней мере, то, что я услышал, можно было всему этому доверять, что это никакой не розыгрыш, они были очень взволнованны, переживали за свои семьи, кто как останется и вообще как это может быть, потому что ни оформления документов, ни оформления командировочных удостоверений не происходило. На многие вопросы они ответа не получали, поэтому ситуация казалась очень странной, но мы посчитали необходимым с Эллой Поляковой направить это обращение в министерство обороны.

Батанова: Сергей, а что именно в обращении Минобороны написано? Был ли этот факт или куда отправляют?

Кривенко: Еще были очень плохие условия прохождения службы на этом полигоне: не выдали теплую одежду, не было организовано питание. Они говорят, что раз в сутки питались и вообще без горячей пищи. Перевозили их в Мурманске, где сейчас морозы 15-ти градусные на «КАМАЗах» необорудованных с железным дном безо всяких скамеек, безо всяких печек, что фактически прямо запрещено уставными документами. Это один блок вопросов. Просто их из своей части, где они проходили службу, направили на выполнение каких-то задач на полигон – отчасти это недалеко, 100-150 километров. И вот этот первый блок вопросов был связан с условиями прохождения службы, а второй, действительно, был поставлен вопрос с просьбой дать оценку тем высказываниям командования: или опровергнуть их, или каким-то образом прояснить, потому что военнослужащие с такими вопросами обращаются.

Батанова: Сергей, а вы сейчас остаетесь на связи с теми людьми, которые позвонили вам на прямую линию, которые пожаловались на слова своего командира?

Кривенко: Да, мы обмениваемся звонками.

Другие выпуски