Ольга Суркова о продаже архива Тарковского: мне такие суммы и не снились

30/11/2012 - 20:58 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

В Ивановской области сегодня назвали меценатов, которые заплатили почти три миллиона долларов за архив режиссера Андрея Тарковского. Архив был продан в среду в Лондоне на торгах аукционного дома Sothebys.

Среди тех, кто давал деньги на покупку, – губернатор Ивановской области Михаил Мень и спикер областной думы Сергей Пахомов, бизнесмены и коммерческие компании. С нами на прямой связи  из Лондона по скайпу была киновед и ученица Тарковского, выставившая на торги архив Тарковского, Ольга Суркова.

Писпанен: Расскажите, большая баталия развернулась вокруг покупки этого архива на аукционе. Правда, что вы предлагали выкупить этот архив ранее за 12 тыс. долларов или 30 тыс. долларов, а не за 1,3 млн. фунтов, в которые, в конце концов, был оценен архив?

Суркова: Скажу по чести и совести, цифры, озвученные последними, мне никогда не снились, и ко мне не имели никакого отношения. Я предлагала архив дважды, один раз Дмитрию Салынскому, который, в свою очередь, хотел предложить это Культурному фонду Михалкова, второй раз – Станиславу Шмырову, который сейчас возглавляет Киномузей. Неправда состоит в том, что господин Мень, который вчера по отношению ко мне на вашей программе принял странную, раздраженную интонацию. Сначала я с интересом начала слушать программу, думая, что узнаю что-то для себя приятное. Вдруг почему-то на мою голову посыпались оскорбления, совершенно не понимаю, за что. Я предполагала, что это тот самый архив, который я собирала и с удовольствием помогла бы и хочу до сих пор помогать, если кому-то понадобится, разобраться  в нем, уточнить какие-то вещи. И вдруг этот человек заявляет, что, во-первых, он меня знает. Он меня не знает, потому что я тоже его не знаю. Второе -  я никогда не ходила от порога к порогу, чтобы предлагать его. За 20 лет я предложила дважды случайно, потому что я из этой среды, это мои коллеги, они прекрасно знали, чем я занимаюсь. Но он никому не был нужен. Я ничего специального на эту тему старалась не делать, но у меня есть родственница галеристка, и она сказала своим коллегам, что есть такой архив. После этого появился Стефан Ру, который был в восторге от того, что я показала ему. Дальше они принялись за эт дело на угодный для них лад. Все цифры, которые возникли, в моем сознании не возникали и не укладываются до сих пор.

Писпанен: Вы тоже шокированы такой высокой ценой за архив?

Суркова: Для меня это, как в пьесах Островского: «что больше тыщи, то мильон». То, что произошло, произошло по неизвестным мне причинам. За что меня обвинять, мне не очень понятно, потому что предложить этот архив кому-то ни было и бесплатно невозможно. Общество Тарковского вначале возглавлял замечательный киновед Виктор Божович, затем Паола Волкова, потом живая еще жена Тарковского Лариса Павловна. И после ее смерти на западе возглавляет Андрей, в Москве, или оказывается в Ивановской области, Марина Тарковская. Почему у Меня странная идея, что я должна была появиться перед ним и ему лично предлагать архив? Я общаюсь со своими коллегами, совершенно не общаюсь с людьми, которые возглавляют области и даже страны. Кроме того, он странно сказал, что я человек, который обогатился за счет достояния страны и пытаюсь оправдаться перед культурным сообществом. Простите, такая формулировка… Половина тех, кого я считаю культурными людьми, звонила с поздравлениями и радостными возгласами. Не знаю, с каким культурным обществом общается господин Мень. Заявляя, что Тарковского надо изучать, его недооценивают в мире, он с необыкновенным раздражением говорит именно о том человеке, то есть обо мне, который многие годы записывал его голос…

Также по теме
    Другие выпуски