Ольга Слуцкер сделает физруков фитнес-тренерами

16/08/2011 - 22:36 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Зыгарь

"Единая Россия" определилась с предвыборными лозунгами. Члены партии будут бить по самому больному - алкоголизму и наркомании. Политики уже предлагают отправлять наркоторговцев на пожизненную каторгу, а у пьяных водителей отбирать права минимум на 10 лет. Единороссы также выступили с инициативой запретить продажу алкоголя и табака тем, кто младше 21 года.

Детей и подростков будут отвлекать от вредных привычек, в том числе и в школе. Министерство образования и науки объявило, что уроки физкультуры заменят фитнесом, учителей физкультуры будут тренировать олимпийские чемпионы, а мальчиков и девочек будут обучать раздельно. Такая модернизация должна привить детям любовь к спорту.

Эта идея неожиданно нашла большой отклик в блогах - бывшие и нынешние школьники с ужасом вспоминают прыжки через козла, ползанье по канатам и бесконечные круги по школьному стадиону. Превратить физкультуру из детского кошмара в полезные занятия школам будут помогать Всероссийская федерация художественной гимнастики и Федерация фитнес-аэробики России.

Об этом говорим с президентом Федерации фитнес-аэробики Ольгой Слуцкер.

Зыгарь: Ольга Слуцкер у нас выступит сейчас в двух качествах, и как представитель «Единой России», и как один... Правильно ли мы понимаем, как один из разработчиков вот этой программы по модернизации уроков физкультуры?

Слуцкер: Я, скорее всего, не только разработчик и не столько разработчик, сколько, скажем так, президент Федерации, человек, который отдал свою жизнь спорту, развивает физкультуру и пытается пропагандировать здоровый образ жизни в нашей стране уже достаточно много лет. И, наконец, скажем так, наши призывы были услышаны.

Зыгарь: Технически, как и кто их услышал? Министр Фурсенко или кто-то другой?

Слуцкер: Я сейчас вам расскажу все. Во-первых, хочу капельку вас поправить о том, что конечно, не столь кардинально: девочки и мальчики не будут целиком разделены и олимпийские чемпионы, как сегодня сказала Ирина Александровна Винер, она хочет, чтобы олимпийские чемпионки и гимнастки участвовали в обучении учителей. Это замечательно.

Зыгарь: Но на всех олимпийских чемпионов не хватит?

Слуцкер: И правильно. Учитель физкультуры - это потрясающая профессия, необходимо ее модернизировать. Я бьюсь за то, чтобы учитель физкультуры стал одним из основных действующих лиц в школе. На мой взгляд, это должно произойти, это должен быть гуру здорового образа жизни, который за 10 лет должен внедрить в сознание ребят... Вы улыбаетесь, наверное, вспоминая своего учителя физкультуры?

Зыгарь: Мне очень нравится просто формулировка «гуру здорового образа жизни». Очень красиво.

Слуцкер: Конечно, как иначе? Ведь что такое физкультура, здоровый образ жизни? Это ведь не только научить детей правильно играть в баскетбол, прыгать через перекладину, заниматься фитнесом даже. Нужно учить детей...

Зыгарь: Мы сейчас такие кадры показываем, видели бы вы.

Слуцкер: А я вижу. Научить детей, как правильно питаться. А чем вам не нравятся эти кадры? Очень забавная эстафета.

Зыгарь: Нравятся. На самом деле, дети с удовольствием бегают сейчас. Прыжки в длину опять же.

Слуцкер: Как вы считаете, вот этому мальчику что больше нравится, прыгать в длину или прыгать через козла вот в такой стойке а-ля 30-х годов, либо заниматься... Вот, ладно, молодой человек активно сейчас забирается по канату, у него получается, а вот если девушку с модной красивой прической сейчас заставить это делать, она будет отлынивать всеми возможными способами.

Зыгарь: То есть вы просто предлагаете...

Слуцкер: Модернизировать, изменить. Те же результаты другими средствами.

Зыгарь: Мне вспоминается высказывание, я слышал его из уст Юлии Тимошенко, это в общем, известная поговорка «Чем белка отличается от крысы? Ничем, просто у белки хороший пиар». То есть, вы предлагаете сделать непопулярную физкультуру модным таким вот занятием, переименовав ее в фитнес? Просто вот такие имиджевые изменения, которые сделают…

Макеева: Блогеры тоже опасаются. Я процитирую «ВКонтакте» пользователя Азат: «Одно название «аэробика». Ничего подобного не будет, просто бегание, ползание и тд станет называться «аэробикой».

Слуцкер: Смотрите, что сегодня произошло? Министерство объявило о том, что оно хочет привлечь профильные федерации, спортивные федерации, где собраны методики и собраны кадры в своих видах спорта и современные инновационные технологии, которые существуют для того, чтобы федерации помогли Министерству изменить и разработать новую, актуальную программу по физической культуре в общеобразовательных школах. Это не будет федерация только фитнеса, или аэробики, или художественной гимнастики. Я уверена, что и другие замечательные наши спортивные федерации – федерации плавания, баскетбола, футбола, легкой атлетики и иже с ними - должны подписать аналогичное соглашение. По соглашению соберется комиссия, соберутся комитеты вместе с Министерством, они будут разрабатывать (это не дело одного дня), новую актуальную, как я уже сказала, программу по физической культуре в школе, которая должна изменить не просто этот урок, а, на мой взгляд, моя миссия, моя программа-максимум - изменить осознание детей. За 10 лет внедрить в их сознание действительно основы здорового образа жизни. Это как научить читать, писать, чистить зубы. То есть, это должно быть настолько естественно понимание того, как сохранять свое здоровье.

Зыгарь: Простите меня за цинизм, но скажите, у этого перехода, наверняка будет какой-то бюджет?

Слуцкер: Вы знаете, я к бюджету, к сожалению, наверное, или к счастью, не имею никакого отношения.

Макеева: Нет, ну как, это важно. Потому что откуда взять новых хороших учителей физкультуры?

Зыгарь: Новые кадры, зарплаты, опять же, для того, чтобы были разработаны качественные методики перехода.

Слуцкер: У нас есть методики, поэтому и федерация…

Зыгарь: Это благотворительность со стороны федерации?

Слуцкер: У федерации уже есть эти методики. Мы подписали соглашение, мы согласны ими делиться свершено бесплатно. Но, действительно, вы правы, параллельно должна идти работа по повышению квалификации учителей. Учитель физкультуры, это должен быть человек, который может провести активное занятие, это должен быть человек, наполненный знаниями, это должен быть современный профессионал, который...

Зыгарь: А не высказывалась идея отдать уроки физкультуры на аутсорс? Например, есть качественные тренеры, которые работают в сетях фитнес-клубов, я не буду называть никакие бренды. Может быть как-то?..

Слуцкер: Нет, должен быть учитель физкультуры. Из чего вырастает олимпийский спорт в США, в Западной Европе? - Из школьного, а затем студенческого спорта. И вот учитель физкультуры, это человек не только, который приходит и проводит занятие, это такой активист школьный, это человек, который выращивает таланты, он скаут.

Зыгарь: Это как в фильме «Гостья из будущего» Наталья Варлей, которая бегала за Алисой Селезневой и кричала ей: «Ты еще услышишь фанфары». То есть они должны отлавливать...

Макеева: Она была из спортивной школы.

Слуцкер: Вы знаете, это все осуществимо.

Зыгарь: Она специально приходила на уроки физкультуры и высматривала.

Макеева: В другую школу.

Зыгарь: Да.

Слуцкер: Учителя физкультуры должны, по идее, они могут проводить секционные занятия, они могут формировать команды, отвечая за команду школы. Здесь можно приглашать тренеров, например, если команда по фитнес-аэробике будет создана в школах. У нас уже они есть. Учитель физкультуры - это как бы менеджер, который заинтересован в том, чтобы дети и после занятий факультативно ходили на физкультуру, на тренировки. Надо изменить вообще стратегию всю школьного физвоспитания. И вот сегодня заложили первый камень. Это дело не одного года, это дело нескольких лет. Мы к нему готовы.

Макеева: Блогеры, одобряя в целом решение модернизировать уроки физкультуры, уже все поделили, как все должны чем заниматься. Массовое мнение: девочек надо обучать аэробике, непременно, а мальчиков единоборствам или ввести в программу курс молодого бойца. Поддерживаете вы такое развитие событий?

Слуцкер: Вы знаете, можно по-разному называть. Я считаю, что есть три обязательных урока физкультуры.

Зыгарь: Три?

Слуцкер: Три, чтобы не быть радикальной.

Зыгарь: Простите мою невежливость, сейчас в школе три?

Слуцкер: Когда училась ваша бабушка, ваш мама, его было два. Поверьте, вы занимались по той же программе, что и ваши уважаемые бабушка и дедушка, и мама с папой.

Зыгарь: Мы играли в пионербол.

Слуцкер: Пионербол, все то же самое.

Макеева: Ужас какой был.

Слуцкер: Нет, пионербол не самая плохая, кстати, игра.

Зыгарь: Очень хорошая.

Слуцкер: Не самый плохой пример. Так вот, на мой взгляд, чтобы не быть слишком радикальной, из двух уроков, один урок можно действительно сделать раздельным. Молодые люди могут заниматься тем, что им ближе - это игровые виды спорта, это единоборства. Курс молодого бойца? Если кто-то это хочет так назвать, ради бога, но, это, скажем так, борьба, единоборства.

Зыгарь: Мне кажется, это должно входить в ОБЖ, скорее, курс молодого бойца.

Макеева: Нет, к единоборствам, видимо, имеет отношение, скорее.

Слуцкер: Борьба - вообще прекрасный вид спорта для молодого человека, прекрасно развивает мышечную систему. Очень замечательно. Девушки должны заниматься, на мой взгляд, им будет интересно заниматься, старшеклассницам, конечно фитнесом, аэробикой. И опять-таки, занятие в группе, оно более, скажем так, продуктивно, чем индивидуальное занятие, когда 40 человек в классе. Когда ты спортивная, юркая, сильная – это одно.

Макеева: Таки довольно много, слава богу.

Слуцкер: Таких довольно немного, в основном девушки.

Макеева: Все они работают на телеканале «Дождь», потому что я прямо опросила просто девушек адресно, «как вам нравится идея разделения». Конечно, для тех, кто здесь работает, это уже вопрос прошлого, но, тем не менее. И на удивление никто из девочек, с которыми я говорила, говорила, наверное, с 10 девочками, не сказала «да, это хорошо». «Нет, зачем?». Мне все говорили, что хотели бы с мальчиками заниматься.

Зыгарь: Это потому что с мальчиками заниматься интересней.

Слуцкер: Вы неправильно вопрос задали. Из трех уроков физкультуры хотели бы вы, чтобы один для мальчиков был игровой или свой урок, а для девушек, предположим, урок фитнеса, где бы они научились красиво танцевать, двигаться?

Макеева: Вот, танцевать. Ольга, что вы думаете по поводу того, чтобы обучать в школе танцам? У меня давно есть такая концепция, что совершенно необходимо и изменит облик нашей страны.

Зыгарь: У Маши как раз есть концепция на эту тему, может привнести.

Макеева: Я не такое значимое лицо, я не руководитель программы «Единой России», но, тем не менее, у меня есть тоже концепция, небольшая. Вот, например, поляков с детства, со 2-го, по-моему, класса, учат танцевать. И если придти на какую-нибудь европейскую дискотеку или в клуб, сразу видно, кто из какой страны, где учат в детстве это делать, а где нет. Наши люди просто не умеют двигаться, и это им мешает в жизни, это создает всякие комплексы, в дальнейшем мешает развиваться. Может быть, это нам вообще мешает стать, полностью, во всех смыслах процветающей страной? Если бы учились танцевать, может быть, все бы пошло иначе?

Слуцкер: Я с вами согласна. Особенно девушки должны быть наполнены уверенностью в себе, и музыкой, и позитивом.

Макеева: Молодым людям тоже надо.

Слуцкер: Ну, молодые люди, само собой.

Зыгарь: Если бы Ольга возглавляла Федерацию спортивных танцев, я думаю, она бы с большим рвением отвечала.

Слуцкер: Вы сказали ключевое слово «приходишь на дискотеку». Так вот, фитнес-аэробика, вид спорта, там три дисциплины включено, в том числе хип-хоп. То есть, это тот вид танца…

Макеева: В общем, тоже уже обучение танцам.

Слуцкер: Да, танцевальной активности, которую мы видим на дискотеке. Если вы меня спросите про бальные танцы, почему нет? Кстати, наш партийный проект был в виде конкурса проведен. Мы получили 1756 работ из 700 городов и населенных пунктов России. Совершенно без всякого административного ресурса люди прислали свой урок мечты, урок XXI века. Молодцы! Всем были разосланы красивые дипломы, победители были приглашены в Москву, им торжественно вручили призы и всяческие поздравления. И одна из победительниц как раз, учительница из Санкт-Петербурга, она использовала для средней школы в заминке танцевальные элементы, когда молодые люди, мальчики и девочки разбивались в танцевальные пары, и они танцевали просто.

Зыгарь: Ольга, у меня вопрос немножко из другой жизни. Мы сейчас так разговариваем о такой вот, простите, гламурной физкультуре, о такой хорошей, красивой, классной физкультуре XXI века, как называется ваша спортивная программа, но мне кажется, что мы все знаем о том, что во многих российских школах физкультура выглядит не то что не так…

Макеева: Да, и вообще, в целом обучение.

Зыгарь: Просто в российских школах очень много проблем. Может быть, вы помните о том, по-моему, в прошлом году весь YouTube обошли ролики, как в какой-то провинциальной школе школьники избивают ногами престарелую учительницу физкультуры и она на это не жалуется, потому что у нее маразм и она просто забывает об этом. И это, мне кажется, очень показательный случай: очень во многих школах ситуация настолько плачевная, что там не до модернизации, там бы до человеческого уровня как-то бы довести это.

Слуцкер: Послушайте, я сама заканчивала Институт физической культуры и спорта. Я, в принципе, преподаватель физической культуры и я проходила практику в школе, я знаю, о чем я говорю. Ежегодно мы проводим громадный фестиваль обучения учителей физкультуры, я езжу по стране и понимаю о чем и о ком я говорю. И сегодня, что меня порадовало, министр сказал о том, что нужно мотивировать учителей проходить курсы повышения квалификации. И от их сертификации в идеале будет зависеть, в том числе, и оплата труда.

Зыгарь: То есть, всех старых и пузатых не аттестуют и уволят, как с полицейскими?

Слуцкер: Как может быть учитель физкультуры, который сам не находится в хорошей спортивной форме?

Зыгарь: Да, это вопрос.

Слуцкер: Я вам хочу сказать про возраст.

Зыгарь: Так же, как с милиционерами?

Слуцкер: Что такое старый? Бывает, в 25 человек старый и пузатый. А бывает, у нас приезжают учиться учителя физкультуры, и на конкурс нам присылали, за 50. Слушайте, в прекрасной спортивной форме, активные люди, у которых глаза горят, которые все сами могут сделать и повторить. Возраст - не помеха. У нас в новейшей нашей истории не было даже департамента в Минобразовании, который курировал бы физкультуру. И этот департамент существует чуть больше года, и сразу лед тронулся, понимаете? Потому что до этого физкультурой в школе фактически никто не занимался. Это 63 тысячи школ!

Зыгарь: Ольга, а может быть мы под занавес, мы сейчас давайте…

Слуцкер: Вы «за» или «против» изменений уроков физкультуры?

Зыгарь: Я за все хорошее.

Слуцкер: Вы «за» или «против», чтобы учителя учились?

Зыгарь: Если получится то, о чем вы говорите, то я «за». Я только не хочу, чтобы это, поменялось, как и блогеры пишут, чтобы поменялось название, а в глубинке все осталось по-прежнему.

Слуцкер: В 93-м году, когда я открыла свой первый фитнес-клуб, не будем называть как он назывался, но я сидела на своей первой в жизни пресс-конференции, и меня буквально закидывали вопросами о том, что как это так, что это такое фитнес и недоверием, что вообще не получится ничего. В результате, сегодня слово «фитнес», которое пришлось в течение года или полутора разъяснять журналистам что же это такое («А что такое вообще фитнес?»), сегодня это обычное слово, оно в обиходе, и в глубинке, и в столице, везде. Мы смогли это сделать? Смогли.

Зыгарь: Конечно, было бы супер, если бы все школьники с удовольствием занимались спортом, а не курили в подъезде и не пили. Так мы мягко подходим к тому, с чего мы начали. Наверняка вы не понаслышке, как член партии «Единая Россия», знаете о последних антиалкогольных, антитабачных инициативах и вот, как утверждает газета РБК daily, «это будет флагом, под которым «единороссы» пойду на ближайшие выборы». Правда ли это? Чувствуете ли вы такой тренд среди руководства партии? Действительно ли нас ждет новая антиалкогольная предвыборная кампания?

Слуцкер: Я не могу сказать, ждет ли нас антиалкогольная предвыборная кампания. Скорее всего, это будет перевыборная кампания, в которой будут освещены те проблемы, которые партия считает действительно актуальными и необходимыми для скорейшего решения в нашей стране. Что касается борьбы с наркоманией и алкоголизмом, партия действительно какое-то количество времени, продолжительное, этим занимается. И есть партийные проекты, как я веду партийный проект «Урока физкультуры XXI века», партийный проект, который занимается, в том числе и вот этими, к сожалению, проблемами, которые у нас в стране существуют. Но то, что эта проблема актуальна, она, к сожалению, не уходит, закрывать на это глаза неправильно. Понимаете, можно занимать страусиную политику, а можно посмотреть прямо проблеме в глаза и попытаться ее решить.

Зыгарь: Это действительно решение нам предлагается в короткий предвыборный срок?

Слуцкер: А почему вам должно предложить кто-то какое-то решение? Вот мы с вами - граждане России…

Зыгарь: Мы телеканал, мы проделываем ту работу, которую мы можем, конечно.

Макеева: Мы не представители правящей партии.

Зыгарь: Нас никто не выбирал, мы как волонтеры, работаем, как можем.

Слуцкер: Дадите мне сказать? Очень хорошо. Дело в том, что решений без активного участия общества никто насадить сверху не сможет никогда. Партия может помочь, в том числе и каналу «Дождь», если у вас будут предложения, и вы можете…

Зыгарь: Наоборот, мы, как журналисты, должны пытать вопросами членов правящей партии, чтобы подталкивать их…

Слуцкер: Абсолютно нет.

Зыгарь: …Потому что они же избранники народа.

Слуцкер: Вы, как журналисты, должны вместе с парламентариями, вместе с членами правящей партии и не только правящей партии, а со всеми гражданами, которым не безразлична судьба нашей страны, которые не хотят никуда уезжать, которые хотят жить здесь, чтобы их дети здесь жили и строить здесь свое будущее, должны вместе, каждый на своем, скажем так, фронте, бороться за то, чтобы эти проблемы решить. Никто вам не принесет решение на блюдечке с голубой каемочкой. «Ну-ка, дайте-ка нам, вы, правящая партия. Что вы нам здесь предложите?». Мне кажется, неправильный диалог.

Макеева: Нет, политики конечно должны предлагать решение. О чем вы говорите? Иначе, зачем они тогда нужны?

Слуцкер: А что такое журналисты?

Макеева: У нас, правда, в какую-то странную сторону пошла беседа.

Слуцкер: Что такое журналисты? Журналисты - это самая активная часть общества.

Макеева: Мы справляемся, помощи у «Единой России» не просим.

Зыгарь: Журналисты – это люди, которые защищают народ от власти. Вот.

Слуцкер: Жаль. Жаль.

Зыгарь: Что же?

Слуцкер: А надо просить и надо выходить к правящей партии и предлагать свои идеи, предлагать свои проекты. Вот вы мне сказали про танцы, а я это запомню.

Макеева: Ну, я вам и предложила, абсолютно даже не попросила места в «Единой России».
Также по теме
    Другие выпуски