Представитель Дерипаски против Оксаны Дмитриевой: $1,5 млрд на стадион «Зенит» – еще не предел

30/10/2012 - 21:35 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен
Застройщиком петербургского стадиона «Зенит Арена» останется структура Олега Дерипаски «Трансстрой». По данным «Коммерсанта», сменить Дерипаску осенью этого года попытался владелец клуба «Зенит» – «Газпром».

Случилось это после визита на стадион Дмитрия Медведева, высказавшего недовольство тем, что за последние 5 лет стройка не сильно продвинулась.

Однако Дерипаска смог убедить губернатора Георгия Полтавченко в том, что виноват не он, а заказчики. В итоге контракт с бизнесменом продлили еще на год. О стройке по-русски – Антон Желнов.

Желнов: Стадион «Зенит Арена» на Крестовском острове, как и большинство российских строек, пережил несколько перепроектирований, в результате которых эта арена станет одной из самых дорогих в мире. С 7 млрд рублей – это стартовая оценка, до 44 млрд – неофициальная цифра на данный момент. В 2007 году проект разработал японский архитектор Кисе Курокава, а подрядчиком выступила компания «Авант». Но вскоре комитет по строительству Санкт-Петербурга от проекта отказался: не сошлись в цене.

В итоге в декабре в 2008 году аукцион выиграл «Трансстрой» Олега Дерипаски, и с 2009 года на стадионе началась активная стройка. Общая смета на тот момент уже 22 млрд руб. Заявляли, что не так посчитали проект японца – что и явилось причиной конфликтов между первым подрядчиком и городом. Позже стали вноситься новые правки: стадионная чаша должна быть не металлической, а бетонной, а аудиторская компания AMJ и вовсе постановила: стадион не удовлетворяет требованиям FIFA и Чемпионату мира по футболу. Работы в итоге приостановили, а в 2010 году выбрали нового проектировщика – теперь это не японец, а «Моспроект 4». Сам стадион должен вмещать не 45, а 68 тыс. человек; изменился и проект выдвижного поля и купола.  Главгосэкспертиза тянула с утверждением проекта, сделав это только в мае этого года, но смета до сих пор не утверждена. По данным источника в «Смольном», это около 44 млрд. рублей.

В сентябре на стройке побывал премьер Дмитрий Медведев, удивившийся, почему за все это время так мало сделано. Вице-губернатор Игорь Метельский указал на то, что плохой подрядчик. В этот момент и возникла идея сменить Дерипаску. Владелец «Зенита» – «Газпром» – предложил провести конкурс и пригласить международных специалистов. Однако сделать это не удалось. По информации издания, Дерипаска убедил губернатора в том, что в срыве сроков виноват не он. Теперь в его компании заявили, что готовы сдать площадку к 2015 году. Но чтобы начать активную стройку, нужна цена. С ней обещают определиться к ноябрю.

Ранее в эфире телеканала «100ТВ» губернатор Петербурга обратился к жителям с просьбой достроить стадион на общественных началах. Полтавченко рассказал, что когда-то его отец в бытность курсантом принимал участие в строительстве стадиона имени Кирова. И еще одна новость: как заявил сегодня глава Счетной палаты Сергей Степашин, сразу два ведомства   Счётная палата Москвы и Петербургу начинают проверку баснословно выросшего бюджета.

Тему строительства стадиона в Петербурге обсудили с нашими гостями – замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Оксаной Дмитриевой и директором Департамента по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям ОАО «Главстрой» Сергеем Бабиченко.

Писпанен: Чем мог так удивить и убедить Дерипаска губернатора Полтавченко, чтобы не упустить этот контракт, когда сумма уже выросла в разы? Это, говорят, еще не предел, Полтавченко пообещал, что она будет еще расти.

Бабиченко: Здесь несколько вопросов. Первый касается компании Трансстрой. Это один из лидеров российского рынка инфраструктурного строительства. Компания работает над этим проектом с 2009 года.

Писпанен: Это уже смешно. Неужели нельзя построить стадион с 2009 года? За это время смета выросла в несколько раз.

Бабиченко: Стадион несколько раз перепроектировали. Сегодняшний стадион – абсолютно не тот стадион, который мы планировали строить изначально. Изначально архитектурное решение стадиона было разработано японским архитектором. Затем несколько раз менялось проектное решение. Стадион, который мы строим сегодня, представляет многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс.

Зыгарь: Который стоит 1,5млрд долларов.

Бабиченко: Таких стадионов, какой мы строим, в мире существует всего 3, и то они меньше по вместительности. Необходимо понимать, как формируется стоимость стадиона. Она напрямую зависит от проекта. Его разрабатывает проектировщик и устанавливает стоимость. Он ее передает заказчику. Заказчик отдает документы в госэкспертизу. Если госэкспертиза их одобряет, дает положительное заключение, мы получаем рабочую документацию и финансирование. В процессе определения стоимости компания Трансстрой не участвует.

Писпанен: С 2009 года Трансстрой занимается строительством стадиона и до сих пор не знает, сколько он будет стоить?

Бабиченко:В настоящий момент сметная документация не прошла госэкспертизу.

Зыгарь: Более того, вы до сих пор не знаете, что именно вы строите, потому что постоянно меняются проекты, заказчик вам меняет условия.

Писпанен: В конце концов, это может быть дворец союзов.

Бабиченко: Строитель получает документацию от заказчика и выполняет определенный перечень работ. Когда ее нет или она находится на проектировании, ты не можешь работать. Из 4 лет, которые мы ведем проект, мы работали на стадионе полтора года в полную силу.

Писпанен: Сейчас вообще стройки нет?

Зыгарь: Потому что сумасшедшие заказчики все время переписывают планы, и вы не можете приступить?

Бабиченко: Дело не в заказчиках, а в том, что менялись требования. Взять тот же самый 2009 год.  Требования УЕФА и ФИФА к стадиону очень суровые. Стадион был перепроектирован полностью.

Писпанен: Скажите, когда полностью будет понятно, что получится и на какие деньги? Уже ведомство Степашина заинтересовалось.

Бабиченко: В мае проектное решение уже прошло госэкспертизу. Сейчас мы ожидаем сметной документации для того, чтобы продолжить стройку. Ожидается определение цены.

Зыгарь: Что жители Петербурга думают об этом? Насколько они рады тому, что такой прекрасный стадион появится в городе?

Дмитриева: Во-первых, здесь много вопросов ко всем. Я отношусь к тем политикам и финансистам, которые были против строительства стадиона даже тогда, когда его сметная стоимость оценивалась в 7 млрд рублей, не в 44, потому что я полагала с самого начала, что стадион не должен строиться за счет бюджетных средств. Были сомнения по поводу его сметной стоимости. Это строится сейчас фактически за счет бюджетных средств города, но есть норма бюджетного кодекса, что, если нет проектно-сметной документации, завершенной и утвержденной, то объект не может получить ни копейки бюджетного финансирования. Если нет проектно-сметной документации до апреля года, в котором он финансируется, то есть до апреля 2008 года, то он должен быть исключен из адресной программы. Когда генподрядчик выигрывал конкурс и сметная стоимость тогда была порядка 22-23млрд рублей, он дал дисконт на 30%. Это традиционный способ выиграть конкурс. Подрядчик должен строить этот стадион по сметной стоимости 22млрд плюс дисконт 30%.

Бабиченко:С тех пор проект дважды менялся коренным образом.

Зыгарь: Каким образом бюджет выделил какие-то деньги, если нет проектной стоимости?

Бабиченко: Проектная документация и сметная документация на предыдущие проекты была.

Зыгарь: Если это совсем новый стадион, то на него нужно проводить новый конкурс.

Бабиченко: Менялся проект. В 2010 году общая площадь помещения внутри стадиона выросла в полтора раза. Изменилась конструкция чаши стадиона, раздвижной крыши.

Зыгарь: Кто виновник таких огромных трат? Кто придумал наворотить все это?

Бабиченко: Требования к стадиону менялись.

Зыгарь: Кто выдвигал требования?

Бабиченко: В 2009 году был проведен аудит, когда Россия претендовала, чтобы стать хозяйкой чемпионата 2018 года, можем ли мы принять чемпионат на том стадионе, который мы строим. Логично строить сразу тот стадион, который может принять. Он показал, что стадион не отвечает этим требованиям.

Зыгарь: Самый дорогой стадион в мире. «Шахтер-Арена» в Донецке, которая принимала чемпионат, значительно дешевле.

Дмитриева: Еще один момент. Это уникальный торгово-развлекательный комплекс, 40 тысяч квадратных метров для коммерческого использования. Почему он строится за бюджетные деньги? Если он такой коммерческий проект, пусть тогда коммерсанты складываются, насколько эффект такого комплекса единственного в мире окупит их затраты, и насколько в северном городе будут заполняться трибуны на 60 тысяч зрителей.

Зыгарь: Я думаю, это вопрос уже не к Сергею. В чем причина конфликта с Газпромом? Почему Газпром хотел поменять подрядчика?

Бабиченко: Мне неизвестно о конфликте с Газпромом.

Дмитриева: Куда испарился дисконт в 30%?

Бабиченко: Мы выигрывали конкурс в декабре 2008 года. Тогда речь шла не о 22млрд. Сумма нашего контракта составляла 13млрд рублей. С тех пор проект изменился в корне, и была скорректирована стоимость, не нами. Подрядчики организуют строительный процесс. Мы получаем документацию, финансирование и задание. Если нет документации, вы строить не можете, как это было какой-то период времени.

Писпанен:У вас такой нервный заказчик, который постоянно меняет свои желания. Может быть, отказаться уже?

Бабиченко: Заказчик – Комитет по строительству Санкт-Петербурга. Заказчик очень конструктивный. В этих сложных условиях это особенно было видно. Мы проводили встречи и детально решали все вопросы по стадиону. Это помогло выйти на взаимоприемлемое решение.

Зыгарь: Потянет ли все это город? На днях были новости о том, что город будет строить новое здание для судов. Трат очень много.

Дмитриева: Уже на сегодняшний момент расходы на стадион, который еще не сделан, составляют 14млрд рублей за 5 лет. Это больше, чем город тратит на все программы жилищного строительства вместе взятые. Коммуналки, жилье бюджетников, молодых семей и т.д. На следующий год заложено на стадион 5млрд рублей из бюджета города еще на старую сметную стоимость. При этом жилье очередникам ровно в 10 раз меньше. Я понимаю желание построить такой стадион, которого нет нигде в мире. Но в Санкт-Петербурге многие люди живут в таких жилищных условиях, которых тоже нет нигде в мире. Мне как депутату, представляющему интересы жителей, первый приоритет – чтобы сохранилось культурное наследие и не были в таком состоянии памятники, в каком в Санкт-Петербурге тоже нигде в мире нет, и люди жили в нормальных условиях. А деньги из бюджета по приоритету должны быть потрачены на более целесообразные бюджетные нужды.

Другие выпуски