Олег Кашин: «Неизвестные люди увозят причастных к покушению на меня в лес и пытают»

19/08/2014 - 14:29 (по МСК) Ксения Батанова

Адвокат Олега Кашина Рамиль Ахметгалиев обратился в Следственный комитет с ходатайством о допросе управляющего петербургским предприятием «Ленинец» Александра Горбунова и временно исполняющего обязанности губернатора Псковской области Андрея Турчака. Речь идет о деле, которое было заведено после избиения журналиста в Москве металлическим прутом ночью 6 ноября 2010 года.

Адвокат Олега Кашина Рамиль Ахметгалиев обратился в Следственный комитет с ходатайством о допросе управляющего петербургским предприятием «Ленинец» Александра Горбунова и временно исполняющего обязанности губернатора Псковской области Андрея Турчака. 

Согласно тексту ходатайства (имеется в распоряжении «Дождя»), Ахметгалиев просит следствие допросить Александра Горбунова и Андрея Турчака в связи с публикацией статьи «Загадочная инъекция в деле журналиста Кашина» изданием «Фонтанка».

Как следует из статьи, Горбунов в апреле был похищен неизвестными сотрудниками правоохранительных органов. Похитители, по данным издания, расспрашивали его о нападении на Кашина. Под пытками Горбунов был вынужден сказать, что он организовал нападение, его водитель — один из соисполнителей, а Турчак был заказчиком. По факту похищения Горбунова было возбуждено уголовное дело.

Ахметгалиев также требует поручить ФСБ провести оперативные мероприятия в отношении водителя Горбунова как возможного участника нападения и в случае необходимости допросить его, а также изучить материалы дела по факту похищения Горубнова и принять все необходимые меры для проверки информации из статьи.

Ксения Батанова: Почему ходатайство появилось сейчас, и как связаны эти два человека — Турчак и Горбунов?

Олег Кашин: Появилось сейчас оно по очень простой причине — потому что мы узнали, что была такая история с Горбуновым, две, по-моему, недели назад. И адвокату Рамилю Ахметгалиеву потребовалось две недели, чтобы написать это ходатайство. Смотрите, какая история, чтобы было понятно — я сам потому что не все понимаю в своем деле, хотя, наверное, из живых людей без погон больше всех о моем деле знаю. Уже второй случай, когда некие неизвестные люди — может быть, ФСБшники, может быть, чьи-то безопасники, может быть, бандиты или люди, которые, как я понимаю, болеют за меня и за раскрытие дела (а может быть, и нет) — похищают каких-то людей, которые могут быть причастны к покушению на меня, увозят в лес, избивают, пытают и добиваются от них такого рода признаний. Первое событие такого рода было два с половиной года назад, когда в лесу оказался нынешний министр спорта Московской области Роман Терюшков, которого увезли в лес, били и спрашивали: скажи, кто заказал Кашина. Это была такая загадочная история, я не знаю, что мне о ней думать. Вторая история была не так давно, уже в этом году, мы узнали о ней две недели назад из публикации сайта «Фонтанка». Человек по фамилии Горбунов — он сотрудник компании, принадлежащей семье Турчака, это достаточно богатая и влиятельная семья в Петербурге и богатая и влиятельная компания в Петербурге, холдинг «Ленинец», его владелец — папа губернатора Псковской области Турчака, он был другом Путина еще в далекие годы — девяностые, восьмидесятые (они вместе занимались дзюдо), и они владеют разными мощностями, недвижимостью и бог знает чем еще в Петербурге. И ровно поэтому — потому что он отпрыск его семьи — Андрей Турчак в 35, по-моему, лет стал губернатором Псковской области. И его ближайшего сотрудника, этого самого Горбунова, некие люди, вооруженные чем-то, что позволяет увезти человека в лес, поймали на перекрестке, отвезли в лес и, как утверждает Горбунов (во что я на самом деле сам не верю), укололи «сывороткой правды» и добились от него признания, что заказчик покушения на меня — это Андрей Турчак. Мы об этом узнали и, чтобы узнать позицию следствия, мы сейчас написали это ходатайство в Следственный комитет.

Батанова: Предыдущие случаи, когда, как вы говорите, выбивались показания из людей, учитывались следствием или нет?

Кашин: Конечно, нет, потому что у Следственного комитета, у этой бастрыкинской конторы, нет вообще такого подразделения, которое занималось бы оперативной деятельностью. Оперативное сопровождение уголовных дел, которые ведет Следственный комитет, осуществляет либо МВД, либо ФСБ — в зависимости от ситуации. Моим делом вначале занимался московский уголовный розыск, который собирал информацию и потом передавал Следственному комитету, а потом что-то там переиграли и этим занялось ФСБ. С тех пор, как делом занялось ФСБ, я с ними никак не контактировал, не общался, и мы даже судились в Басманном суде с Федеральной службой безопасности, я проиграл суд, потому что я пытался либо доказать, что они ничего не делают, либо выяснить, что они делают. Мне, в общем, не удалось ни того, ни другого, но окей — я готов допустить, что это ФСБшники, допустим, кого-то увозят в лес и пытают, потому что мы ничего о них не знаем и может думать что угодно об их занятиях.

Батанова: Я читала эту статью в «Фонтанке», где рассказывается история о похищении Александра Горбунова. Потом корреспонденты «Фонтанки» позвонили ему, но он не подтвердил и не опроверг, что его похищали. Вам что-то об этом известно? Было ли это похищение на самом деле?

Олег Кашин: Это правда. Тут два нюанса. Во-первых, в отличие от Москвы, в которой нет таких СМИ, в Петербурге есть уникальное в масштабах России СМИ, «Фонтанка», создатели и нынешние руководители которого — бывшие менты. Поскольку Петербург — более камерный город, чем Москва — все со всеми давно дружат, все со всеми знакомы, — поэтому, когда «Фонтанка» сообщает какую-то информацию из петербургских силовых ведомств, 20-летняя практика показывает, что это правда. Второй момент, что конкретного автора этой заметки, Александра Ермакова, я знаю тоже лет 15, еще по Калининграду. И вряд ли этот человек способен врать, играть в чьих-то интересах, в чьей-то политической борьбе, когда речь заходит обо мне, потому что мы росли вместе. Здесь я тоже верю Ермакову. Но, что тоже важно учитывать, что важно понимать, — вы правильно назвали Турчака исполняющим обязанности губернатора, потому что он сейчас готовится к выборам. И такая история, когда Турчак может оказаться фигурантом уголовного дела (на самом деле, я бы хотел, чтобы он оказался фигурантом), но, так или иначе, такая ситуация может повредить ему на этих выборах. Наверное, у него есть какие-то враги, которые этого желают. Сейчас объективно эти интересы совпадают с интересами этих врагов, но все равно я должен сам не забывать, что мое дело стало разменной картой в политической борьбе. Поэтому одна из целей этого ходатайства — выяснить, как там все на самом деле и чтобы звучала правда вслух. Уже не первый год следствие по моему делу не ведется, оно молчит. Хочется это молчание продолбить.

Батанова: Как вы думаете, Турчак и Горбунов будут допрошены по ходатайству?

Кашин: Что будут допрошены, сомнений нет. Следственному комитету нетрудно вытащить кого-то на допрос. Более того, самого Турчака как раз допрашивали уже в 2010 году. Следователь из первой бригады ездил к нему прямо в Псков. Турчак сказал, что не имеет к этому никакого отношения. Я думаю, после истории с Горбуновым следствию будет еще о чем поговорить с Турчаком. В принципе, я рассчитываю на новый допрос. По прошествии четырех лет, когда раны заросли и нервы успокоились, просто по-человечески интересно, кто, и как, и зачем осуществлял это нападение на меня.

Также по теме
    Другие выпуски