Обвиняемый в смерти Магнитского встретился с его семьей в суде

13/09/2012 - 13:04 (по МСК) Никита Белоголовцев

В Тверском суде начались слушания по делу бывшего заместителя начальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова, который обвиняется в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, которое повлекло смерть юриста Сергея Магнитского. Не исключено, что сегодня будет оглашено обвинительное заключение по делу.

Магнитский находился в «Бутырке» в течение 11 месяцев, а затем был переведен в «Матросскую тишину», где скончался. По мнению следствия, это произошло из-за того, что ему вовремя не оказали медпомощь.

Следственный комитет возбудил по факту смерти Магнитского уголовное дело в отношении двух экс-сотрудников «Бутырки» Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова. С Литвиновой обвинение сняли по истечению срока давности.

Корреспондент ДОЖДЯ Тимур Олевский находится сейчас в зале суда. 

Олевский: Этот процесс обещает быть довольно громким, и здесь, в Тверском суде, сейчас немало не только российских журналистов, но и их зарубежных коллег. Это неудивительно, потому что смерть юриста Магнитского уже вызвала огромный общественный резонанс, в том числе и за рубежом. Появились «списки Магнитского» и прочее. Естественно, журналисты пытаются осветить все, что здесь происходит.

Сам Дмитрий Кратов уже занял свое место в зале суда. Он сидит вместе с адвокатом, в клетке сегодня в зале суда никого нет. Дмитрий Кратов находится под стражей. Напротив Дмитрия Кратова у окна сидит Наталья Магнитская, мать юриста вместе с прокурорами и адвокатами, которые будут защищать ее в этом процессе.

Дмитрий Кратов, бывший замначальника СИЗО «Бутырка», обвиняется в том, что из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей он стал причастен к смерти юриста Магнитского, который на протяжении 11 месяцев вел дневник и жаловался на чудовищное обращение, которое, как считают и его мать, и прокурор, привело к тому, что в результате юрист погиб, хотя следователи по-прежнему не устранили всех, по мнению родственников Магнитского, причастных к его гибели.

Между тем, сегодня попасть в зал суда было довольно трудно. Вот мы все вместе пытались туда попасть в течение часа. По специальным спискам, по очереди проводили телекамеры для того, чтобы сделать протокольную съемку. Пишущие журналисты не все смогли поместиться в зале. Дело в том, что в Тверском суде, несмотря на большой ажиотаж прессы, на первом заседании все-таки выделен не самый большой зал для того, чтобы все могли посмотреть, что здесь происходит. Но те, кто не попал в зал, сидят под дверью и читают Twitter своих коллег, находящихся внутри. Там же около двери я заметил одного из свидетелей - правозащитника Валерия Борщова. Он был одним из соавторов доклада о гибели юриста Магнитского и сегодня выступит свидетелем со стороны обвинения.

Закончится ли сегодня заседание? Дело в том, что пресс-секретарь Тверского суда не исключила, что уже сегодня судья может огласить приговор, хотя сомнительно, что это произойдет, потому что у обвинения, как минимум, 30 свидетелей. Успеют ли они всех опросить, непонятно. Судебное следствие начинается прямо сейчас, но уже понятно, что скоро мы услышим обвинение, которое зачитает прокурор, фабулу обвинения, в чем обвиняют Дмитрия Кратова, который выглядит достаточно собранным, хотя и хмурым, держится стойко, не скрывает своего лица от камер. В общем-то, камеры его снимают довольно настойчиво, а приставы дают только 2 минуты каждому из журналистов на протокольную съемку.

Надо напомнить, конечно, что Сергей Магнитский умер не в СИЗО «Бутырка», а в СИЗО «Матросская тишина», но весь ход болезни развивался именно в этом СИЗО и именно на сотрудников этого изолятора он жаловался. Впрочем, он жаловался также и на следователей, которых даже обвинил в коррупции и утверждал, что они украли 5,5 миллиардов рублей из налогов, которые фонд Hermitage Capital, в котором работал юрист, выплатил государству. Впрочем, против них даже не возбуждено уголовное дело, а также уголовное преследование прекратилось против лечащего врача Сергея Магнитского - госпожи Литвиновой, которая работала в Бутырке. Сперва ее обвиняли в том, что она довела юриста до смерти по неосторожности, но потом СК посчитал, что женщина не виновна.

Сейчас, фактически, Дмитрий Кратов перед западной общественностью, как говорят эксперты, да и перед российским обществом, отдувается за всех участников этого процесса. Впрочем, все конечно решит суд. Будет ли он признан виновным или нет, станет понятно уже скоро. Естественно, в зависимости от того, какое обвинение сегодня объявит прокурор, мы поймем, какое же уголовное наказание, возможно, будет в результате предъявлено, и насколько будет осужден Дмитрий Кратов.

Другие выпуски