«Теперь гайки закрутят так, что пойдет дым из ушей»

Жительница Стамбула об обстановке в городе
16/07/2016 - 23:16 (по МСК) Евгения Воскобойникова

Турецкие военные поздно ночью 15 июля попытались организовать государственный переворот. На улицы были выведены танки и другая техника. В операции также участвовала авиация. Официальные власти заявляют, что переворот в стране предотвращен. В ходе этих событий, по данным премьер-министра Турции, погибло 256 человек. Он уточнил, что среди погибших оказались 161 сторонник действующей власти и мирные граждане. 

О том, что происходило в Стамбуле, и почему у многих граждан Турции складывается впечатление, что мятеж был сфальсифицирован, мы поговорили с жительницей Стамбула Еленой Смирновой.

Что сейчас происходит в городе? Как люди реагируют на недавние события?

В городе ничего не происходит, если честно. У нас все тихо, спокойно, мне кажется, что полдня все вообще спали. А когда все проснулись, все стали просто листать ленту фейсбука, довольно-таки пришибленно. Транспорт работает, магазины работают, конечно, у всех мало желания выходить на улицу, но в общем, если тебе очень нужно куда-то добраться или что-то сделать, то в принципе никакого перекрытия движения, никакой остановки жизни нет. Честно говоря, если говорить о каких-то настроениях, то у всех настроения такие, что, кажется, нас немного, а точнее очень даже не немного, обманули со всем этим так называемым переворотом. Потому что сейчас, когда все анализируют произошедшее и смотрят на факты, то очень много разных несостыковок, и кажется, что все это было выгодно только самому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, и в общем-то, все это было сделано исключительно для того, чтобы тотально дискредитировать армию, и развязать руки правящей партии в плане так называемого наведения порядка, закручивания гаек, и так далее. Вот настроения такие.

То есть, есть опасения, что будет еще хуже?

Как вам сказать, с одной стороны, вот мне все пишут, «что?», «что там у вас будет?». Я говорю: «Ничего хуже уже не будет, потому что уже кризис миновал, уже над нами и летали истребители, уже у нас была стрельба на улицах, в этом плане хуже уже ничего не станет». Хуже станет в глобальном смысле, потому что политика правящей партии, как я сказала, скорее всего, будет идти в направлении усиления контроля и ужесточения контроля над гражданскими свободами и правами. В общем-то, как известно всем в Турции и всему миру, что Эрдоган не самый либеральный политик, скажем так, а сейчас, после попытки переворота, у него будут полностью развязаны руки для того, чтобы совершенно оправдано усиливать меры безопасности, произвести зачистки в армии, произвести зачистки во всех политических ведомствах, и в общем-то избавиться от всех своих действующих или вообще возможных политических оппонентов. Потому что все это будет оправдано соображениями безопасности, и нам будут говорить о том, что вот посмотрите, милитаристы попытались захватить власть, мы ее отстояли ценой жизни наших граждан, в общем, это республика, которую мы отстояли, поэтому все, кто против, все, кто не с нами, те против нас, и соответственно, правящая партия, парламент, правительство, президент могут в общем-то в целях безопасности пресекать любые активности людей, которые несогласны с ними. И вот сегодня я читала новости, уже сегодня с утра более трех тысяч судей лишены своих должностей, и сейчас всерьез обсуждается возможность введения в Турции смертной казни, то есть этот переворот открывает очень много возможностей для изменения законов, для ужесточения политики и так далее. Поэтому в этом смысле, наверное, станет гораздо хуже, скажем так.

Елена, вы говорите, что ситуация на самом деле развивалась совсем иначе, не так, как сообщают средства массовой информации. А каким образом, по-вашему, она развивалась?

Нет, что касается хроники событий, то в общем, факты есть факты. Есть хронология, и все происходило так, как происходило. Вопрос только в интерпретации этих фактов. Потому что, допустим, сейчас все анализируют, что произошло, были ли действительно захвачены какие-то правительственные здания. Нет, никакие правительственные здания захвачены не были. Были сделаны попытки штурма, но не было никакого захвата. Аэропорт Ататюрка был заблокирован, он был заблокирован на один час, и даже в течение этого часа, как показывали видео очевидцев, туда приезжали и уезжали такси, то есть оттуда можно было уехать. Не были захвачены или арестованы никакие руководители правящей партии, никакие руководители правящих ведомств. Не было предпринято никаких действий в адрес правящего президента. То есть если отвлечься от всех этих эмоций, которых было много, и если отвлечься от телевизионной картинки про то, что летят коктейли Молотова, раздается стрельба и танки на улицах, получается, что в общем-то ничего на самом деле и не было. И это либо такая непродуманная и глупая организация самих мятежников, либо это откровенно какая-то фальсификация, которая была просто разыграна как спектакль на раз-два-три. Поскольку мы все находились внутри этого и поскольку всем действительно было страшно, и все сидели, примкнув к экранам телевизора и к фейсбуку, действительно казалось, что вот-вот там уже то захвачено, все уже захвачено, уже все, мятежники буквально у твоих дверей, и в общем, все, конец всему.

Елена, скажите, насколько жители обсуждают сейчас именно эту фальсификацию, что это было такой не совсем спланированный путч, может быть, даже организованный какой-то группой людей, близкой к власти?

Сейчас все склоняются к тому, что в общем-то, действительно все было сделано очень неграмотно и непродуманно. Если посмотреть на историю Турции, она богата на военные перевороты, сами знаете. И в общем-то, все эти военные перевороты были успешны тогда, когда в их главе стояла действительно верхушка вооруженных сил, начальник Генштаба, начальник ВВС, начальник военно-морского флота, и так далее. Вот когда люди такого уровня находились среди заговорщиков, все происходило быстро, четко и без особых размусоливаний. В этот раз, если посмотреть на тот список генералов и офицеров, и вообще задействованных в мятеже руководителей, то это в основном офицеры среднего звена и люди, которые косвенно связаны с вооруженными силами, с силами типа советника министра юстиции, и так далее. Вы сами понимаете, что уровень начальника Генштаба и уровень советника министра юстиции это немножко разные вещи. Поэтому действительно, этот переворот был сделан достаточно глупо и неразумно, и поэтому-то возникает так много вопросов, вообще зачем он произошел? Потому что по факту, из-за того, что он произошел, сейчас выигрывает только президент, который в общем-то должен был быть главной жертвой этого переворота. И сегодня у нас провозгласили праздник демократии, байрам демократии, что сегодня турецкий народ отстоял свое право называться турецкой республикой, показал всему миру, что мы сила. Но у большинства, скажем так, либерально настроенных людей это вызывает такую усмешку, потому что на самом деле весь этот байрам демократии закончится тем, что в конечном итоге закрутят гайки так, что у всех повалит дым из ушей, и любого, высказавшего свое несогласие с политикой правящей партии, могут вплоть до смертной казни засудить, засадить в тюрьму и так далее. Поэтому вот такие у нас настроения проистекают, но пока все приходят в себя, пока все в таком вялотекущем режиме, и просто все рады, что это закончилось, потому что, я скажу вам, когда ты стоишь ночью в центре города, и над тобой летают истребители, и тебе кажется, что у тебя падают бомбы, и на улицах под тобой, под твоим балконом пробегают какие-то группы молодых и неадекватных вооруженных людей, которые стреляют в воздух, ты мечтаешь только о том, чтобы это все просто закончилось. И уже неважно, кто там будет у власти, Эрдоган, не Эрдоган, лишь бы просто перестали стрелять. Поэтому все сейчас просто радуются, что на улицах тихо, и ты можешь выйти и зайти в магазин, и проехаться на автобусе, и тебе не нужно переживать за своих друзей, за своих мужей, за своих детей и так далее. Вот так вот. 

Также по теме
    Другие выпуски