Финансовый консультант Сергей Скатерщиков: Обесцененный рубль удобен правительству

31/05/2012 - 21:31 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен
35 рублей за доллар, 45 - за евро. Сегодня аналитики в один голос принялись предсказывать начало нового валютно-финансового кризиса и тут же предлагать десятки объяснений. Среди них и спад цен на нефть до 100 долларов, а то и ниже, и ожидание греческого дефолта, а вместе с ним и падение всей европейской экономики.

К вечеру курс рубля такой: 33,48 за доллар, это рекорд с 2009-го года, 41,42 - за евро. Это максимум за последний год. Вице-премьер Аркадий Дворкович успокаивает: «Власти России готовы к любому развитию событий в мировой экономике и не испытывают серьёзных опасений в связи с падением цен на нефть и ростом курса доллара». Обсудили эту тему с нашим гостем Сергеем Скатерщиковым, независимым директором, финансовым консультантом.

Лобков: Это предвестник какого-то глобального кризиса, или это сезонная болезнь вроде гриппа ли свиной лихорадки?

Скатерщиков: Мне кажется, что это очень управляемый процесс российским руководителем. Действительно нужно немножко – или не немножко – девальвировать рубль. В принципе, сейчас неплохой момент для этого, учитывая общую турбулентность, которая происходит на рынках капиталов. Сегодня последний день месяца, многие экспортеры продают свою валютную выручку. В принципе, по целому ряду причин имело смысл отпустить немножко рубль. С ослабленным рублем проще обслуживать те обязательства, которые взяло правительство и российское политическое руководство перед населением. Некая тенденция к снижению курса рубля продлится это лето.

Писпанен: А почему же раньше не отпускали рубль? Сколько рынок просит: пожалуйста, хватит уже умело управлять стоимостью рубля, пусть он будет волатильным.

Скатерщиков: Макроэкономическая политика любых стран предполагает некое воздействие Центральных банков на национальный курс валют. В этом плане время, кажется, выбрано удачно. Это происходит на фоне общей волатильности, которая есть в мире. При этом никаких претензий к внешнему торговому балансу России нет. У нас по-прежнему высокие цены на сырье. Очевидно, когда Дворкович говорит то, что он говорит, он говорит правду - российское руководство контролирует ситуацию на сегодняшний день. Это контролируемое ослабление рубля, время для этого выбрано неплохо.

Лобков: Последствия для обычной жизни? Не повлечет ли это за собой невротическое возрастание цен на продукты, услуги? Ах вот так, мы немножко опередим, поднимем цены – авось и рубль подтянется.

Скатерщиков: Я думаю, действительно падение рубля будет даже сильнее, чем кажется. Это связано во многом еще и с периодом отпусков. Многие люди уезжают за границу, имеет смысл менять рубли сейчас, потому что нет ощущения, что есть какие-то экономические основания для укрепления рубля в ближайшее время. Естественно, особенно в больших городах мы сильно зависим от импортных товаров, естественно, многие люди, которые почувствуют, что началось ослабление рубля, конечно, купят свои машины или какие-то другие валютные потребности сегодня.

Лобков: Естественно, продавцы начнут этим пользоваться.

Скатерщиков: Конечно.

Лобков: То есть повышение цен в результате этой сегодняшней и вчерашней истерии вы все-таки ожидаете.

Скатерщиков: Я думаю, что в салонах автодилеров уже сегодня начнут подыгрывать с покупателем про курс рубля, что лучше сегодня, чем завтра. Я не думаю, что это будет разгоняться в панику, пока все достаточно спокойно, но то, что для многих людей это станет сигналом к тому, чтобы сегодня купить валюту – это несомненно.

Писпанен: Тем не менее, мы понимаем, что нас летом все равно ждет повышение тарифов ЖКХ, пока еще неизвестно, какая цена на нефть и газ. К новому сезону очень многие аналитики предсказывают, по крайней мере, какие-то зачатки, если не развитый кризис. Вы как думаете?

Скатерщиков: Я думаю, что не удастся избежать нашему политическому руководству – это, к сожалению, вопреки всем обещаниям, ухудшения уровня жизни наши граждан. В принципе при повышенных рублевых доходах у бюджетников и неких повышениях зарплат, которые были в частном секторе...

Лобков: Они были обещаны, но еще не розданы.

Скатерщиков: Даже когда они будут розданы, их покупательная способность будет существенно ниже из-за тех же самых коммунальных тарифов, из-за снижения курса рубля и т.д. Поэтому можно повысить в рублях жалования, но улучшать экономическое благосостояние своих граждан надо все-таки более системными изменениями, чем раздача пирогов.

Лобков: Формально для следующего отчета в Госдуме цифры будут хорошими.

Скатерщиков: Наверняка. Все растет.

Писпанен: Включать станов печатный будут?

Скатерщиков: Пока, я думаю, это не потребуется, хотя в принципе мировой прогноз на Россию достаточно отрицательный.

Писпанен: Он не просто достаточно отрицательный, я бы сказала, что он ужасающий.

Скатерщиков: Я пока бы не сгущал краски, посмотрим. Но то, что действительно у нас есть провал в части диверсификации экономики и снижения зависимости от энергоносителей – это факт. Прогнозов на рост стоимости природных ресурсов нет в связи с падением экономического роста по всему миру. Поэтому в принципе все ожидают снижения цен на энергоносители, сокращение нашего торгового баланса. В этой связи никаких радужных перспектив на рост российской экономики нет, такая возможность девальвации тоже не бесконечна.

Писпанен: Если перейти к частностям, то стоит сейчас скидывать евро, уходить в доллары, или наоборот, заводить вклады в рублях в надежде, что, может быть, он вернется?

Скатерщиков: Я думаю, все равно нет ничего лучше, чем портфели. Портфель валют – лекарство от любых болезней. Но, наверное, доля рубля в валютном портфеле должна быть меньшей на сегодняшний день. К сожалению, доля швейцарского франка теперь тоже ограничена, потому что Швейцария ожидает очень сильную турбулентность, вводит лимиты на конвертируемость валюты. На этом фоне тот факт, что у нас управляется курс валюты, при нынешней мировой экономической турбулентности это совершенно неудивительно. Проблема не в том, что управляется курс, а проблема в экономической основе нашей страны.

Лобков: Что касается поведения граждан, агентство Прайм успокаивает, что хотя, по их прогнозам,34-35 рублей за доллар – это то, к чему в течение ближайших дней курс рубля придет, сегодня, по их опросам, ажиотажного спроса на рубли и доллары ни в обменных пунктах, ни на биржах не было.

Скатерщиков: Сегодня посмотрят вечерние новости, завтра, и все будет хорошо.

Лобков: То есть вы считаете, что фактор обсуждения этой темы уже является генератором каких-то процессов?

Скатерщиков: Конечно. Люди все-таки не смотрят за Блумбергом, они узнают новости из более доступных каналов.

Лобков: Если говорить о перспективе, сейчас бежать – не бежать, менять – не менять? Покупать то, что хотел купить, и через два месяца занимать деньги в рублях, отдавать в долларах?

Скатерщиков: Я думаю, жить по средствам всегда правильно, не втягиваться в долги всегда правильно, немножко выходить из рубля в международные конвертируемые валюты тоже правильно. 

Также по теме
    Другие выпуски