Новости за госсчет. Сколько бюджет тратит на информацию и пропаганду

Здесь и сейчас
13 марта 2014

Многие сегодня, 13 марта, предложили коллективу «Ленты.ру» после того, как журналисты объявили, что уходят в полном составе вслед за своим главным редактором Галиной Тимченко, заняться краудфандингом. То есть собирать деньги с читателей и делать свою работу на средства общества. Такой проблемы, где взять денег, лишены только государственные СМИ – у всех у них есть строка в бюджете, и они финансируются за счёт налогоплательщиков. Сколько мы платим за новости из государственных СМИ?

Госфинансирование СМИ делится на две группы. Первая – полное субсидирование,  рассчитанное  на покрытие сигнала,  производство контента, развитие, зарплаты и социальные, проекты, как, например, телеканал «Культура». Бюджет ВГТРК, куда из главных каналов, помимо «Культуры», входят «Россия-1» и «Россия-24, самый большой.  В открытых источниках, это сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, следующие цифры. В 2013 году холдинг получил от государства  более 19,5 млрд руб. Деньги, естественно, выделяются министерством финансов в соответствии с законом о федеральном бюджете. Например, в этом году на содержание СМИ уйдет 0,6% от годового бюджета страны это больше 85 млрд. руб.

Государственное агентство «Россия сегодня» после расформирования РИА Новости официально занимается пропагандой России в других странах.  Еще при реорганизации сообщалось, что «Россия сегодня» сохранит финансирование, доставшееся по наследству от РИА. Цифра – почти 2,7  млрд. руб. Еще 4,5 млрд инвестируют в радиостанцию «Голос России». Общая сумма «России сегодня» — почти 7 млрд.

На Russia Today с его иноязычными редакциями в 2013 г. Минфин выделил больше 11 млрд. руб.

На содержание еще одного государственного агентства ИТАР-ТАСС в 2013 г. ушло чуть свыше 1 млрд руб. Если ссылаться на путинский документ,  видно, что в прошлом году финансирование, по предложению Минфина, сократили на 30%.

Если говорить о госпечати, лидер здесь «Российская газета» с бюджетом 4, 9 млрд.  Напомним, именно после публикации в «Российской» любые новые законы становятся легитимными.

Московский канал ТВЦ, который стал федеральным, по оценкам представителя мэрии Москвы, которого цитировали «Ведомости», в 2013 году потратил немногим больше 2 млрд бюджетных денег.

А вот документ, подписанный Владимиром Путиным и отправленный министру финансов Антону Силуанову. Это 2012 год. Документ опубликовала «Новая газета», а цифры по бюджету ВГТРК на 2013 год совпадают с официально опубликованными; те самые 19 млрд.  В документе, подписанным первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым,  Путин, вопреки рекомендациям минфина,  просит не снижать расходы на ВГТРК, телеканал Russia Today и «Российскую газету».

Вторая схема финансирования – это частичное участие государства,  субсидирование, которое также прописано в годовом федеральном бюджете. Эти деньги выделяют на покрытие стоимости распространения сигнала в малых городах с населением менее 100 тысяч жителей.

В эту группу входят «Первый канал», где помимо государства акционерами выступают Национальная медиа группа и Роман Абрамович, а также телеканал НТВ, контролируемый «Газпром-медиа» и «Пятый канал» Петербурга Национальной медиа группы.  Согласно сайту по раскрытию информации «E disclosure», в 2012 году «Первому» было выделено почти 3, 5 млрд. руб. Отчет за прошлый год должны опубликовать в апреле.  По данным источников ДОЖДЯ на медиарынке, схожие цифры у «НТВ» и  федерального «Пятого канала» Петербурга. 

Еще отдельная строка – это региональные бюджеты, выделяющие деньги на местные СМИ. По подсчетам медиа лаборатории РИА Новости,  в 2010 году регионы потратили в совокупности около 100 млрд. руб. Сейчас это примерно 90 млрд. Плюс есть  Общественное российское телевидение с ежегодным бюджетом в 1,5 млрд. руб.

Теперь о заработке. Все эфирные каналы, за исключением «Культуры», получают доходы от рекламы. Лидер по выручке – «Первый канал». Всего в 2013 году, по данным Ассоциации  коммунационных агентств России, эфирные телеканалы, включая частный «ТНТ», заработали 152 млр. руб., это около 70% от общего рынка продаваемой телерекламы.

Добавим,  в большинстве западных стран, например, в Америке или Великобритании, государство в телевизионном бизнесе не участвует. Из американских каналов, финансируемых Госдепартаментом, можно выделить только VOA.  Еще один канал – PBS – общественный.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Присоединяйся к 70 952 подписчикам Дождя
Оформи подписку