Новости за госсчет. Сколько бюджет тратит на информацию и пропаганду

Здесь и сейчас
13 марта 2014
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Многие сегодня, 13 марта, предложили коллективу «Ленты.ру» после того, как журналисты объявили, что уходят в полном составе вслед за своим главным редактором Галиной Тимченко, заняться краудфандингом. То есть собирать деньги с читателей и делать свою работу на средства общества. Такой проблемы, где взять денег, лишены только государственные СМИ – у всех у них есть строка в бюджете, и они финансируются за счёт налогоплательщиков. Сколько мы платим за новости из государственных СМИ?

Госфинансирование СМИ делится на две группы. Первая – полное субсидирование,  рассчитанное  на покрытие сигнала,  производство контента, развитие, зарплаты и социальные, проекты, как, например, телеканал «Культура». Бюджет ВГТРК, куда из главных каналов, помимо «Культуры», входят «Россия-1» и «Россия-24, самый большой.  В открытых источниках, это сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, следующие цифры. В 2013 году холдинг получил от государства  более 19,5 млрд руб. Деньги, естественно, выделяются министерством финансов в соответствии с законом о федеральном бюджете. Например, в этом году на содержание СМИ уйдет 0,6% от годового бюджета страны это больше 85 млрд. руб.

Государственное агентство «Россия сегодня» после расформирования РИА Новости официально занимается пропагандой России в других странах.  Еще при реорганизации сообщалось, что «Россия сегодня» сохранит финансирование, доставшееся по наследству от РИА. Цифра – почти 2,7  млрд. руб. Еще 4,5 млрд инвестируют в радиостанцию «Голос России». Общая сумма «России сегодня» — почти 7 млрд.

На Russia Today с его иноязычными редакциями в 2013 г. Минфин выделил больше 11 млрд. руб.

На содержание еще одного государственного агентства ИТАР-ТАСС в 2013 г. ушло чуть свыше 1 млрд руб. Если ссылаться на путинский документ,  видно, что в прошлом году финансирование, по предложению Минфина, сократили на 30%.

Если говорить о госпечати, лидер здесь «Российская газета» с бюджетом 4, 9 млрд.  Напомним, именно после публикации в «Российской» любые новые законы становятся легитимными.

Московский канал ТВЦ, который стал федеральным, по оценкам представителя мэрии Москвы, которого цитировали «Ведомости», в 2013 году потратил немногим больше 2 млрд бюджетных денег.

А вот документ, подписанный Владимиром Путиным и отправленный министру финансов Антону Силуанову. Это 2012 год. Документ опубликовала «Новая газета», а цифры по бюджету ВГТРК на 2013 год совпадают с официально опубликованными; те самые 19 млрд.  В документе, подписанным первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым,  Путин, вопреки рекомендациям минфина,  просит не снижать расходы на ВГТРК, телеканал Russia Today и «Российскую газету».

Вторая схема финансирования – это частичное участие государства,  субсидирование, которое также прописано в годовом федеральном бюджете. Эти деньги выделяют на покрытие стоимости распространения сигнала в малых городах с населением менее 100 тысяч жителей.

В эту группу входят «Первый канал», где помимо государства акционерами выступают Национальная медиа группа и Роман Абрамович, а также телеканал НТВ, контролируемый «Газпром-медиа» и «Пятый канал» Петербурга Национальной медиа группы.  Согласно сайту по раскрытию информации «E disclosure», в 2012 году «Первому» было выделено почти 3, 5 млрд. руб. Отчет за прошлый год должны опубликовать в апреле.  По данным источников ДОЖДЯ на медиарынке, схожие цифры у «НТВ» и  федерального «Пятого канала» Петербурга. 

Еще отдельная строка – это региональные бюджеты, выделяющие деньги на местные СМИ. По подсчетам медиа лаборатории РИА Новости,  в 2010 году регионы потратили в совокупности около 100 млрд. руб. Сейчас это примерно 90 млрд. Плюс есть  Общественное российское телевидение с ежегодным бюджетом в 1,5 млрд. руб.

Теперь о заработке. Все эфирные каналы, за исключением «Культуры», получают доходы от рекламы. Лидер по выручке – «Первый канал». Всего в 2013 году, по данным Ассоциации  коммунационных агентств России, эфирные телеканалы, включая частный «ТНТ», заработали 152 млр. руб., это около 70% от общего рынка продаваемой телерекламы.

Добавим,  в большинстве западных стран, например, в Америке или Великобритании, государство в телевизионном бизнесе не участвует. Из американских каналов, финансируемых Госдепартаментом, можно выделить только VOA.  Еще один канал – PBS – общественный.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия