Новая битва за тюрьму: кто обеспечивает российских зэков едой и почему ее скоро не будет

16/12/2013 - 23:32 (по МСК) Лика Кремер, Дмитрий Казнин

Заключенные московских СИЗО могут остаться без продуктов к Новому Году — причем продуктов, уже оплаченных их родственниками через интернет магазины специальной сети «СИЗО маг». Правозащитники сегодня обратились к руководству Федеральной службы исполнения наказаний с просьбой провести проверки сразу нескольких изоляторов.

Что стоит за казалось бы бытовой историей — правда, в не совсем обычных условиях? Предприниматели утверждают, что начинается передел рынка услуг для тюрем, другие говорят, что все дело в поиске компромата на руководство столичного ФСИН. 

Интернет-магазины для заключенных появились года три назад, сперва в Москве, а потом и в других регионах. Сейчас на рынке работают одновременно три крупные компании, состоящие из нескольких дочерних предприятий. В колл-центре днем принимаются заказы, а потом мешки с продуктами, упакованными по требованиям ФСИН, то есть без стекла и металла, отправляются в столичные СИЗО.

Но недавно член ОНК Москвы Павел Пятницкий посетил столичное СИЗО номер 4 и рассказал потом в своем блоге, что на работу интернет магазинов есть жалобы. Кружку родственники передать не могут, а через магазин ее продают. Точного названия в публикации не было, однако в СИЗО начались проверки работы магазинов системы «СИЗО маг».

«СИЗО маг»работает давно, 18% выручки сверх налогов перечисляют в бюджет, потом из этих денег исправительные учреждения получают назад и делают, к примеру, ремонт.

Автор и руководитель программы «СИЗО маг»утверждает, что внимание проверяющих может парализовать работу магазина перед праздниками, и вообще непонятно, с чем оно связано.

Тут надо сказать, что нарекания к работе магазинов бывают: например продукты могут испортиться, если заключенного увезли в суд на следственный эксперимент или поместили в ШИЗО. Посылка тогда просто не доходит вовремя.

Однако источники ДОЖДЯ утверждают, что речь может идти о переделе рынка. С одной стороны в следственных изоляторах есть и свои магазины, ну и работа «СИЗО мага» уже омрачил неприятный случай. Коллега Моторного Николай Прокофьев сейчас ждет суда: якобы он предлагал взятку заместителю СИЗО №6 Петру Кошелеву. В марте этого года в Прокофьева стреляли возле здания Матросской тишины, а потом, в августе, судя по материалам дела, Петр Кошелев, в пьяном виде требовал от бизнесменов чтобы они его лично заинтересовали. Те отказались. Пожаловались — и спустя неделю Олега Прокофьева арестовали.

Николай Моторный, руководитель программы СИЗОМАГ: Вот сейчас видим какой-то непонятный интерес, я ничем другим это объяснить не могу. Почему же мы так были «ко двору», мы были нужны, было здорово, и вдруг я слышу реплики членов ОНК. Я просто не знал, кто предыдущего созыва, кто нового созыва, вот в этих вещах я путаюсь.

Вот этот телефон заработал приблизительно через полчаса после того, как он мне, уже теряя сознание, сообщил: «Николай, в меня стреляли, меня убили». Я говорю: «Да, Олег, господь с тобой, что ты придумал?» Его на руках сотрудники первого изолятора, пренебрегая инструкциями, оттащили в медпункт, вызвали срочно «скорую», врач оказал первую помощь.

А, спустя некоторое время, именно в августе этого года, значит, он руководил одной фирмой, там был директором, я – другой, но мы все равно – участники программы, да? Ему некие товарищи из следственного изолятора, один (я не буду сейчас называть его фамилию, потому что пока еще судебное дело продолжается, только-только материалы по Олегу Борисовичу переданы суду следствием), этот товарищ связывается сначала с ним, потом со мной, и настойчиво требует, чтобы мы убрали чуть ли не половину ассортимента из своих поставок.

Тимур Олевский: Вот так вот, кстати, коллеги, посмотрите, как собирают на складе посылки для заключенных, уже оплаченные. Надо сказать, что источники, которые знакомы с материалом следствия, рассказывают, что самому Николаю Моторному делали предложение спасти своего коллегу Прокофьева. Для этого он должен был (и вот это вот очень интересная история) найти или сделать компромат, то есть, с микрофоном что-то предложить главе столичного СИЗО №5 Роберту Ведышеву. Дело в том, что делали это якобы сотрудники ФСБ, подразделения «М» и следователи. Зачем они это делали, это интересно. Оказывается, чтобы подкопаться к Анатолию Тихомирову – главе столичного ФСИНа. Дело в том, что Ведышев уже в этот четверг станет его заместителем, замом по тылу. Пока об этом неизвестно, но скоро станет понятно – приказ уже подписан. С лета получается, что спецслужбы искали компромат на высокопоставленного офицера ФСИН, компромат не помешает, а, может быть, и уголовное дело хотели завести. А, поскольку Моторный отказался, то ему дали понять, что его партнеру Прокофьеву точно не стоит надеяться на снисхождение. Суд состоится уже в эту среду.

И еще один слух. Дело в том, что тот член ОНК, господин Пятницкий, который рассказал вот об это истории с многочисленными жалобами магазинов, он прошел в ОНК этого созыва по «Списку Антона Цветкова» - председателя ОНК и главы организации «Офицеры России». Я, естественно, сегодня позвонил Цветкову и прямо спросил, есть ли у него какие-то личные интересы к интернет-магазинам. Он ответил, что у него личных интересов категорически нет.

Антон Цветков, председатель ОНК г. Москвы: В интернет-магазинах нужна конкуренция. Мне говорили, что все магазины принадлежат одному человеку. Сейчас очень внимательно разбираемся. У меня есть масса вопросов к СИЗО МАГ. Есть мнение об отсутствии конкуренции среди них. Второе, почему например, их посылки практически не досматриваются. То есть идут посылки, они не досматриваются. Где гарантия того, что они ничего там не передают? За то, что они 18% ФСИНУ, это официально, за это отсутствует досмотр? Я считаю, это неправильно.

Тимур Олевский: Тем временем, магазины СИЗОМАГ проверяют. Это большая сеть. Поэтому о ней стоит говорить отдельно. Известно, что в прошлые годы 31 декабря девушки-вольнонаемные, которые работают в столичных СИЗО, 31 декабря оставались на работе дополнительные часы, чтобы раздать все посылки, пришедшие от родственников, а в этом году так может получиться, что часть заключенных просто останется без подарков. 

Другие выпуски