Нестойкий Олимпийский огонь. Что происходит с факелами, зажигалками и патриотизмом на улицах Москвы

08/10/2013 - 21:32 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер
Знакомство с Факелами превращается из блокбастера с элементами комедии в настоящий сериал под названием: «То потухнет, то погаснет». Сегодня Олимпийский огонь, который уже второй день носят по Москве, погас уже два раза – в начале и в конце Мосфильмовской улице.

Правда, в отличии от аналогичного происшествия в Кремле, где символ спортивных игр вернули москвичам с помощью зажигалки Zippo, тут участники марафона воспользовались специальной лампадой с оригинальным огнем из Греции. Пауза в олимпийском забеге длилась всего минуту. Затем факел понесли дальше. Куда – знает наш корреспондент Ульяна Малашенко.

Малашенко: «Мы восстановили порядок в мире и спасли Олимпийские игры в Сочи», – гласит запись на страничке компании Zippo на facebook. На обложке знаменитый стоп-кадр трансляции на котором сотрудник ФСО достает зажигалку, чтобы зажечь факел, потухший во время забега вокруг Кремля. Уже больше 3 тысяч человек поставили лайк  рядом с этим сообщением. Компании сказочно повезло, уверен глава компании «Идальго» Дмитрий Солопов, он попробовал оценить, сколько Zippo смогла, если не заработать, то, во всяком случае, сэкономить с помощью этого происшествия.

Дмитрий Солопов, глава компании «Идальго»: История с Zippo – это первая легенда этой Олимпиады. Если мы учтем, что один «лайк» стоит один доллар при рекламе страницы в социальной сети, то это – прямой достаток. Что касается глобальных профитов, посчитать сложно. Но если перевести стоимость упоминания компании в СМИ, взяв за основу стоимость рекламных роликов и объявлений, то я думаю, что это миллионы долларов.

Своей славой эти американские зажигалки во многом обязаны, как ни странно, воинам. Солдаты считали Zippo своим талисманом, подарком из дома, поэтому берегли их. Их поставляли на фронт во время Второй Мировой и во Вьетнаме, потом зажигалка Zippo стала, едва ли не самодостаточным киногероем. По оценкам самой компании, ее продукция упоминается в более 1000 фильмах, при чем утверждается, что Zippo якобы никогда не пользовалась методами продукт-плейсмента. Например, упоминалась эта продукция в картине Тарантино «Четыре комнаты», но там все закончилось неудачно: зажигалка Zippo не загорелась с первого раза, его владелец проспорил мизинец. На этот раз, впрочем, в пиар-стратегии Zippo есть слабое место. Рассказывает  Михаил Прокопец.

Михаил Прокопец, юрист по спортивному праву: Документальные кадры – документальными кадрами, но на этой записи вообще не было видно, какую именно зажигалку держат. Олимпийский комитет может обратиться в Федеральную антимонопольную службу, которая занимается такими нарушениями, с заявлением о недобросовестной конкуренции. Компания Zippo может быть оштрафована. Понятно, что сумма штрафа совсем неадекватна той пользе, которую получила компания. Максимальный штраф – 500 тысяч рублей. Это называется партизанский маркетинг. В этом и смысл партизанского маркетинга: не являясь богатой компанией, которая может дать миллионы на спонсорство, ты используешь партизанские способы для получения аналогичного результата.

По словам юриста, компании-спонсоры Олимпиады в отличие от Олимпийского комитета, вряд ли предъявят претензии к Zippo, ведь среди их товаров просто нет аналогичных, нет зажигалок, а значит, мало вероятно, что суд согласится с тем, что официальный спонсор игр пострадали.  Кстати, чем ближе к Олимпиаде, тем больше появляются предложения в интернете о продаже факелов. Мы отправились на сайты интернет-аукционов и обнаружили, что там, правда, нельзя купить нынешний современный факел, который символизирует игры в Сочи, но старые раритетные факелы вполне можно приобрести. Но, тем не менее, юристы все равно говорят, что и это все равно не законно, ведь продавать любые товары с символикой Олимпиады могут только специальные магазины, которые специальным образом аккредитованы и имеют разрешение на использование этой символики.

Другие выпуски