Срочно
Минобороны сообщило о гибели второй военнослужащей в Сирии
5 декабря
3 023

Не самые дорогие дороги в мире. У Минтранса своя методика подсчета

Здесь и сейчас
3 октября 2012
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Павел Лобков

Комментарии

Скрыть

Министр транспорта России Максим Соколов уверен: строительство дорог в России обходится дешевле, чем во многих странах Европы. Об этом он заявил накануне в интервью газете «Ведомости». Разговоры о чрезмерно завышенной цене километра, по мнению министра, несостоятельны – просто в этой стране и за рубежом разные методики подсчета.

Максим Соколов считает, что рекордные цены на строительство российских дорог можно объяснить особенностями подсчета. В России в конечную смету входит все: цена материалов, проектных работ, издержки выноса инженерных коммуникаций и выкуп земельных участков. А в США, Западной Европе и Канаде последние два пункта в общей стоимости не учитываются. Поэтому, дескать, и кажется, что там дороги дешевле.

Эти слова Министерство транспорта подкрепило своим собственным исследованием, которое тоже оказалось в распоряжении «Ведомостей». Там говорится: если в России пользоваться западной методикой подсчета, то выйдет, что километр дороги в среднем обходится в 41 миллион рублей. Это немного дороже, чем в Финляндии, но дешевле, чем, скажем, в Испании и США. И чем в Германии, где один километр, по сведениям Минтранса, стоит 122 миллиона.

Эти цифры внушают некий оптимизм, но с трудом соотносятся с другими подсчетами. Например, с результатами исследования Института экономики транспорта Высшей школы экономики. Там на основе рыночных цен последних лет пришли к другим выводам. Что километр федеральной трассы в 4-6 полос обходится в 90 миллионов рублей. Региональная двухполосная дорога дешевле в три раза. Но встречаются примеры, которые на общем фоне заметно выделяются. Скажем, дублер Курортного проспекта в Сочи оценивается в 180 миллионов рублей за километр. В то время как километр такой же дороги в американском штате Мичиган обходится в 15 миллионов рублей.

Глава Института экономики транспорта Михаил Блинкин, которого цитируют «Ведомости», с одной стороны, согласен с тем, что на стоимость влияют разные факторы: и цена материалов, и сроки работ, и разные требования по качеству. К тому же, цена зависит от того, есть ли в том или ином регионе дорожный монополист. Но эксперт при этом подчеркивает, что коррупцию нельзя сбрасывать со счетов. В российском подразделении Transparency International тоже считают, что в дорожную смету непременно входят откаты. Но это, по мнению, замдиректора организации Ивана Ниненко, не российский феномен.

Ниненко: Дорожная отрасль - это крайне коррумпированная отрасль. Причем во всем мире есть такое базовое антикоррупционное исследование Роуз-Аккерман, которое показывает то, что уровень коррупции соотносится со стоимостью дорог. Например, показывая, что в южной части Италии дороги дороже, чем в северной части Италии. Отчет Минтранса очень странный, потому что в нем берется стоимость дороги без учета качества и ширины дороги и говорится, что она по стоимости примерно такая же как в Европе. Но в Европе дороги, во-первых, качественнее, во-вторых, чаще всего шире. Это та область коррупции, где довольно сложно вести борьбу без серьезного политического решения.

К этому Ниненко добавил, что в его организацию поступают жалобы на коррупцию в области строительства дорог. Но они в основном анонимные: на рынке, по словам, эксперта действует круговая порука. И никто не хочет за жалобу на взятку попасть в черный список компаний, которым никогда больше не дадут выиграть на тендерном аукционе. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.