«Назвал коррупционеров предателями»: в Уфе на правозащитника завели дело об экстремизме после митинга Навального

24/11/2017 - 16:59 (по МСК) Дарья Полыгаева, Соня Гройсман

Еще одно уголовное дело об экстремизме, возбужденное после антикоррупционных митингов. На этот раз правозащитник из Уфы Рустем Мулюков и активный наблюдатель за ходом выборов в Башкирии подозревается в экстремизме за то, что на прошедшем 12 июня митинге назвал коррупционеров «предателями». Подробности этой истории — в сюжете Сони Гройсман. 

«Я на всех митингах говорю, что большинство чиновников, которые обладают властно-распорядительными функциями и полномочиями, — это предатели. Я бы назвал их по-другому, но меня попросили сдерживаться и не называть их своими словами. Это предатели, которые обворовывают нас с вами! Вы требуете, чтобы они ушли. Они не уйдут, их нельзя отпускать» — видеозапись с таким выступлением на митинге 12 июня в Уфе легла в основу очередного уголовного дела об экстремизме. У микрофона — известный в регионе юрист и правозащитник Рустем Мулюков — на акции он призывает ни много ни мало сажать и расстреливать коррумпированных чиновников. Если эти высказывания признают экстремистскими, оппозиционер может получить до четырех лет колонии. Сам он уверен, что именно этого и добивается центр «Э». 

«Я уже на протяжении 10 лет воюю с местной фашистской властью и с ее представителями — некоторыми, которые отняли у меня бизнес, сфабриковали на меня уголовное дело по 159 статье, по мошенничеству. Я составил реестр должностных лиц республики Башкортостан, в действиях которых содержатся признаки состава преступления — предательства. Мое выступление именно к этому и сводилось, что нужно бороться с чиновниками, которые являются коррумпированными и которые обворовывают наше отечество, наш народ», — рассказывает Мулюков. 

Однако приписывать это дело к череде возбужденных против сторонников Навального, не стоит. Мулюков состоит в «Яблоке», а на митинге выступал наряду с другими жителями Уфы. Тем не менее, организаторов акции в Башкирии уже вызвали на допрос как свидетелей. «Там был формат свободного микрофона, как раз об этим интересовались следователи, то есть они говорили „Вам, наверное, заранее давали тексты выступлений“. Я сказал, что там был открытый микрофон и в порядке живой очереди каждый желающий мог выступить», — объясняет Кирилл Матвеев, бывший юрист «Команды Навального» в Уфе. 

Сейчас речь Мулюкова на экстремизм проверяет психолого-лингвистическая экспертиза, но ее результат кажется правозащитникам предсказуемым. 

«Нужно смотреть, что такое экстремистская деятельность. А это возбуждение вражды, призывы к каким-то незаконным насильственным, в том числе, действиям в отношении социальных групп, поскольку в данном случае, видимо речь идет, а не о религии, поле, расе, цвете кожи и так далее. Социальной группой «коррумпированные чиновники», очевидно, не являются. Есть масса судебной и правоприменительной практики, о том, что в принципе представители власти не могут рассматриваться как социальная группа, поэтому под состав этой статьи эти высказывания не подпадают. Фактуру для политически-мотивированного решения дают эксперты, и есть уже сложившийся пул государственных экспертов, которые могут штамповать эти заключения экспертизы, которые очень ловко обосновывают наличие экспертизы в чем угодно», — комментирует юрист Международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов. 

Фото: vk.com / Команда Навального УФА/ Илья Наумов

Также по теме
    Другие выпуски