Национальная стратегия Путина уместилась на двадцати страницах

03/11/2012 - 16:19 (по МСК) Никита Белоголовцев

В Общественной палате буквально закончилось обсуждение государственной национальной стратегии на период до 2025 года. По указу президента Владимира Путина, она должна быть утверждена до начала декабря.

Основной термин стратегии – российская нация. Это сообщество граждан РФ различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, которое осознает свою историко‑культурную и гражданскую общность, политико‑правовую связь с российским государством. Роль русского народа в стратегии определена как объединяющая и скрепляющая. Из основных рекомендаций – этнологическая экспертиза, которую, по планам, должен будет проходить каждый законопроект. Большое внимание уделено образованию, преподаванию идей космополитизма и патриотизма. Эти принципы, как указывает документ, должны преподноситься детям даже не в школе, а начиная с детского сада. При этом предполагается введение дополнительного гуманитарного предмета по взаимодействию культур народов Российской Федерации. Главными причинами межэтнических раздоров названы высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе и низкий уровень доверия к властям, а также журналисты.

Гамзатов: По словам журналистов, убийца актрисы Марины Голуб, скрывавшийся от правосудия, - цитирую, «нечаянный виновник». А Мирзаев, явившийся сам с повинной еще до начала следствия – преднамеренный убийца. А Министерство обороны России уже не призывает лиц кавказской национальности для службы в российской армии и лишает, таким образом, их конституционного права и долга служить родине. Ни в одной стране цивилизованного мира преступление не расследуется по национальному признаку. Уважаемые коллеги, у нас в стране нет кризиса гражданской идентичности, как это написано в стратегии, но есть признаки безнаказанной  и оголтелой ксенофобии. Николай Сванидзе был единственным, кто заговорил о фоне, при котором принимается нынешняя стратегии. И этот фон, по словам члена общественной палаты, может свести на нет эффективность документа.

Сванидзе: Мы видим политические проявления, создающие неблагоприятный фон для выполнения тех задач, которые ставятся в этом документе. Я имею в виду общую политическую и пропагандистскую тенденцию, связанную с усилением конфронтационных настроений и подозрительности в нашем обществе. Это связано с международной политикой, когда по общему впечатлению, которое создается после ознакомления с некоторыми нашими политическими тезисами, теми, в частности, что печатаются в СМИ, – я сам в них работаю, поэтому вы можете быть уверены в моей беспристрастности – может создаться впечатление, что мы окружены кольцом врагов. Кругом враги, неприятели, недоброжелатели России, которые навязывают чуждые нам ценности, какие, правда, не всегда указываются. Они мешают нам вставать с колен, цель их – создать нам неблагоприятный фон для нашего развития. Это снаружи. Внутри целая цепь законодательных актов, принятых в последнее время, судебных решений приводит к тому, что граждане РФ тоже видят вокруг себя врагов и неприятелей. Они чувствуют себя постоянно во враждебном окружении и снаружи, и внутри. Агенты, шпионы, враги страны. Люди начинают подозрительно дергаться.

По словам Сванидзе, именно созданная в обществе напряженность провоцирует конфликты на межнациональной почве.  Во второй части заседания Общественная палата обсуждала законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». На его новую редакцию сразу же обрушился с критикой опоздавший на заседание Михаил Федотов.

Федотов: При доработке законопроекта из него выпало много ценного. Это называется «отредактировать елку до телеграфного столба». Главный недостаток законопроекта в том, что он называется «Об основах общественного контроля в РФ», но не создает правовые основы общественного контроля в РФ. Он создает основы законодательства РФ в общественном контроле. Это не одно и то же, это совершенно разные вещи. Без конкретизирующих его федеральных законов об общественной экспертизе, проверках, обсуждениях и так далее его ожидает судьба закона, который я уже упоминал – «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями» 1983 года. Когда читаешь наш проект, создается впечатление, что мы живем в 1983 году. Это первый вывод. Нужен пакет законов. Без него мы поставим галочку, но, в отличие от стерхов, эта галочка не летает. 
Другие выпуски