Наталья Акиндинова: Крым – это мегапроект типа Олимпиады и возможность для кого-то заработать в короткие сроки

17/03/2014 - 21:17 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Экономические последствия присоединения Крыма к России обсудили с нашим гостем, у нас в студии Наталья Акиндинова, директор института «Центр Развития» Высшей Школы Экономики.

Арно: С экономической точки зрения Крым, который вот-вот к нас присоединится, мертвый груз или выгодный актив?

Акиндинова: Крым – это мегапроект, такого же типа предприятие, как недавно состоявшийся саммит АТЭС во Владивостоке, как Олимпийские игры, как те проекты по строительству железнодорожных высокоскоростных магистралей через всю Россию. Это такой проект, который может поглотить большие ресурсы, позволить многим людям заработать в краткосрочном периоде, сделать хороший имидж этому проекту, но в общем-то в долгосрочном периоде это ничего даст для развития российской экономики.

Казнин: Когда говорят об экономическом потенциале Крыма, что имеют в виду?

Акиндинова: Обычно имеют в виду туристический потенциал, который не соответствует тому, как этот потенциал был реализован в таких странах как Черногория. Дело в том, что здесь возможности его реализовать в определенной степени уже упущены, потому что стоимость обеспечить конкурентоспособность по сравнению с другими курортами будет крайне проблематичной. Напротив, сейчас идет речь о том, чтобы существенно повысить доходы людей, которые проживают на этой территории, соответственно, там повысится уровень цен, и стоимость услуг не сможет быть низкой. Чтобы там построить всю инфраструктуру на уровне…

Арно: Нужно провести Олимпиаду или саммит.

Акиндинова: Да, можно, но это краткосрочные вещи. Это позволит сделать красивый проект, но это не значит, что в дальнейшем там будет потом туристов. Все-таки сейчас конкуренция на этом рынке очень большая. Есть очень много разных предложений и по цене, и по качеству. Сложно будет сделать именно конкурентоспособную туристическую зону не того уровня, какой есть сейчас. Она была до последнего времени вполне конкурентоспособной для украинских, российских туристов с юга, но в том виде, в каком она была.

Казнин: Уже первые подсчеты произведены, сколько должна Россия вкладывать в Крым в ближайшее время: это и быстрые единовременные вливания, и ежегодные. Речь идет о десятках миллиардов рублей. Это и бюджетники, и полиция, и армия. А есть возможность минимизировать экономическое потери от вступления Крыма в Россию? Или неизбежно это будут очень серьезные траты?

Акиндинова: Я считаю, что те траты, о которых сейчас говорят, в принципе не настолько велики.

Казнин: От ста до двухсот миллиардов рублей.

Акиндинова: Конечно, если эти траты будут продолжаться в течение нескольких лет подряд, будет дополнительная нагрузка и на бюджет России, и на пенсионный фонд, учитывая, что и пенсионный фонд сейчас дефицитный, и региональные бюджеты во многих регионах уже дефицитные, в том числе из-за высоких социальных обязательств. Конечно, если Крым не выйдет на самоокупаемость, то есть не будет порождать потока доходов, да, это будет дотационный регион.

Казнин: Была Чечня, разрушенная республика, вложили большие деньги, и сейчас глава республики приглашает всех полюбоваться. Могут попытаться сделать из Крыма такую же витрину?

Акиндинова: Я думаю, что будут стараться. Другое дело, что возможностей у российской экономики, у российского бюджета на такие проекты не будут увеличиваться в ближайшие годы, а будут уменьшаться. Если сейчас есть Фонд национального благосостояния, только за счет него и возможно сейчас осуществлять подобные проекты. Если будут продолжаться такие же низкие или даже отрицательные темпы экономического роста, будет достаточно большие проблемы и у других регионов. Здесь будет не до масштабных вливаний, но, видимо, текущие расходы все равно будут сохраняться.

Арно: Может Крым сейчас стать на волне патриотизма новым экономическим чудом? Что россияне заново для себя откроют Крым, все поедут туда на лето, и он сам по себе расцветет.

Акиндинова: Эти эффекты такого рода при всей интенсивности обычно краткосрочны. Я допускаю, что в первый год будет на волне высокий наплыв, но в дальнейшем у людей будут другие приоритеты, они будут оценивать по цене и качеству, как обычно, то есть к рациональному выбору. 

Другие выпуски