Наталия Геворкян: превратились ли толерантные французы в гомофобов

27/05/2013 - 22:23 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт

Уже послезавтра во Франции состоится первая гей-свадьба. Пройдет церемония в Монпелье – в Провансе. Имена брачующихся не известны. Ждать ли в этот день повторения массовых протестов, – спросили у Наталии Геворкян, которая стала свидетелем вчерашних демонстраций.

 Геворкян: Можно я сразу скажу по поводу свадьбы? Я в стиле телеканала «Дождь» выражу оптимизм. Очень надеюсь, что свадьба между двумя мужчинами, которая намечена на среду, пройдет так, как и должна пройти свадьба: счастливо и весело. Тем более что, безусловно, не будет того, что было вчера в Париже. Хотя все последние исследования показывают, что с начала дебатов в парламенте по поводу закона об однополых браках количество проявления гомофобии во Франции резко увеличилось. Тем не менее, думаю, в Мон-Пелье такой демонстрации не будет. Полиция научилась работать с этой публикой тоже довольно эффективно. Я согласна с независимыми оценками числа людей вчера – порядка 400 тыс. демонстрантов – и они смогли предотвратить еще накануне какие-то проявления несанкционированные, и нормально действовали в конце этой акции, которая закончилась силовыми приемами силовых сторон в итоге. Так что, думаю, сумеют как-то защитить ребят, все пройдет нормально.

Вчера новым для меня было не число людей, потому что это не первая такая массовая антигейская акция во Франции, первая после принятия закона, но не первая. Во-первых, точно сформулировано против чего эти люди выходят. Они говорят, что все, что происходит с принятием закона, прежде всего речь идет об усыновлении или иного способа иметь детей этими парами, - подрыв основы семьи. Это меняет цивилизацию. Раньше этого лозунга я не видела. Впервые к протестному лозунгу по поводу возможности появления детей у геев, в гомосексуальных парах, появились протесты против права на усыновление детей одинокими людьми. Раньше женщина типа меня, не будучи в браке, могла спокойно пойти и усыновить ребенка – со всеми сложностями, но тем не менее. Они выступают против этого сейчас тоже.

Еще одна особенность: безусловно, политический характер, который приобретают акции все больше и больше. Вчера молодняк забрался на крышу социалистической партии, развернул лозунг против Олланда «Олланд, уходи в отставку!» Были даже лозунги против кандидата в мэры Парижа от социалистической партии, а это… выборы приближаются, будут проходить праймериз, поэтому это тоже любопытно – это абсолютно электоральный аспект, который появился.

Еще одна вещь, которую хочу сказать. Безусловно, поддерживает закон во Франции во всех его аспектах 36% населения – левые, правые, все. Чуть больше трети. Понятно, что эта проблема никуда не уйдет, и в дальнейшем будет происходить что-то. Конечно, меня вчера поразило, потому что параллельно показу в новостях манифестации шел показ заключительной церемонии из Канн. И это надо было видеть, потому что некоторые каналы просто разделили экран пополам и показывали параллельно манифестацию против закона об однополых браках и вручение «Золотой пальмовой ветви» фильму Кашиша «Жизнь Аделя» -  о любви юной лицеистки и студентки из Академии высокого искусства. Эта параллель была совершенно поразительной. Сегодня меня потрясла Кристин Бутан, дама, которая возглавляет Христианско-демократическую партию, которая прокомментировала это сегодня в каком-то интервью: «Ну, вот, пожалуйста, вы видите, это гейское лобби, теперь в моде геи, поэтому этот фильм наградили».

Еще одна особенность: вдруг появился большой плакат, и под ним собирается очень большое число радикальных правых. Написано: «Французская весна». У нас ассоциация с «Пражской весной». Сегодня по этому поводу говорил президент Олланд, просил не спекулировать на таких исторических стереотипах, которые были связаны с оккупацией, с «Пражской весной». Но они используют это. Думаю, что этот  лозунг станет очень популярным. 

Другие выпуски