Накажем Европу и потеряем полмиллиарда долларов. Кто пострадает от закрытия воздушного коридора над Сибирью

05/08/2014 - 22:34 (по МСК) Карина Орлова

Россия ответит на все. Владимир Путин поручил придумать, как наказать запад за санкции   «разумеется, делать это нужно крайне аккуратно, чтобы производителей отечественных поддержать, но потребителям не навредить», - сказал президент. И при этом подчеркнул   «политические инструменты давления на экономику неприемлемы, они противоречат всем нормам и правилам».

Для начала Россия может закрыть для европейских авиакомпаний транзитный пролет по транссибирскому воздушному коридору. Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника и еще нескольких собеседников, консультации идут на уровне МИДа и Минтранса. Таким способом Россия намерена наказать Европу за санкции в отношении «Добролета». Цена вопроса – около полумиллиарда долларов в год, которые потеряет российская авиация.

Итак, речь идет о роялти – ежегодных сборах, которые иностранные авиакомпании платят за использование транссибирского воздушный коридора в качестве транзита для полетов. 

Правила международных перелетов регулируются Чикагской конвенцией 1944 года, в которой Россия участвует. Но практически все страны имеют друг с другом двухсторонние соглашения. Именно такими договорами в 70-х годах 20 века и было закреплено право европейских авиакомпаний выполнять транзит через воздушное пространство советского союза. Причем европейские компании сами просили открыть им коридор в обмен на ежегодную плату. Так единственное авиапредприятие страны – «Аэрофлот», стало бенефициаром этой сделки.

После распада Советского Союза соглашения продолжили действовать, а «Аэрофлот» – получать роялти. Сборы, по оценкам экспертов, могли достигать полумиллиарда долларов. Точная сумма роялти никогда не называлась, но сейчас, по словам источников, близких к совету директоров  «Аэрофлота», компания может получать до 300 миллионов долларов в год. Кроме «Аэрофлота», роялти также получает «Трансаэро» – около 8 млн долларов, и грузовая авиакомпания «Волга Днепр», около 50 миллионов. Все три компания является назначенными перевозчиками на маршруте транссиба. В советское время полученные  «Аэрофлотом» роялти тратились на развитие государственной авиации. Как используются деньги с момента частичной приватизацией авиакомпании, точно не известно. По данным газеты «Ведомости», в 2012 году «Аэрофлот» вернул в бюджет 30 миллионов долларов от полученных роялти, а остальные 170 миллионов оставил себе. Для сравнения – чистая прибыль перевозчика, с которой платятся дивиденды, в том же году составила 166 миллионов долларов.

Бывший член совета директоров «Аэрофлота» Алексей Навальный, комментируя ситуацию, в своем блоге сообщил, что деньги компании достаются исключительно в обмен на то, что «Аэрофлот» нагружают совершенно убыточными для компании политическими проектами – как то покупка лайнеров «Сухой Суперджет», снижение цен на авиабилеты до Владивостока, создание «Добролета». И в этих проектах «Аэрофло»т просто выступает в роли государства, выдавая дотации, утверждает Навальный.

При этом правительство, которое сейчас готово закрыть транзит через транссиб и потерять роялти, несколько раз пыталось лишить «Аэрофлот» этих денег в свою пользу. Последний конфликт случился в 2012 году.

Однако Минтрансу, заместителем главы которого с 2009 года является  бывший гендиректор «Аэрофлота», Валерий Окулов, который курирует авиаотрасль, так и не удалось это сделать. В авиакомпании против передачи роялти государству выступали представители крупнейшего в то время частного акционера» Аэрофлота» – Александра Лебедева, Алексей Навальный и Сергей Алексашенко. Близок к тому, чтобы потерять роялти, «Аэрофлот» был дважды и без конфликтов с правительством. Еще в 2006 году Россия и Евросоюз подписали меморандум о намерениях в сфере либерализации воздушных перевозок, согласно которому с 2014 года Россия должна была отменить роялти за пролет над транссибом. Но с 2012 года в Европе заработала новая система торговли квотами на парниковые газы. Тогда посчитав будущие убытки, Минтранс отказался отменять роялти. Упразднить роялти Россия обещала и при вступлении ВТО, но также этого не сделала.

И вот теперь сборы могут быть отменены – вместе с разрешением на транзитные полеты через транссиб. Конечно, «Аэрофлот», и связанные с ним лица, является главной заинтересованной стороной в сохранении роялти. Но, несмотря на мощное лобби со стороны авиакомпании, решение об отмене сборов будет приниматься на политическом уровне. Пока на эту тему высказался только пресс-секретарь президента. Дмитрий Песков сказал, что речь идет о хороших доходах, поэтому цитирую нужно все «за» и «против» принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове. Больше всего от запрета на полеты через транссиб пострадают British Airways, Air France и Lufthansa. 

Также по теме
    Другие выпуски