На «Кинотавре» прошла самая радикальная премьера

Здесь и сейчас
9 июня 2012
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Лика Кремер

Комментарии

Скрыть
На кинофестивале в Сочи показали картину «За Маркса…» Светланы Басковой. Это фильм о борьбе независимых профсоюзов, причем тех, что до сих пор существуют в России. Кинообозреватель ДОЖДЯ Ольга Шакина поделилась своими впечатлениями от фильма и пообщалась с режиссером.
Ольга Шакина: Программа на «Кинотавре» никогда не отличалась карамельностью, но в этом году конкурс особенно жесткий. В каждом фильме, к какому бы жанру он не относился, присутствует социальная критика. Но самый радикальный, наверное, фильм конкурса называется «За Маркса...», и он не просто радикальный, он леворадикальный, потому что повествует о профсоюзной борьбе. Причем не об обычных профсоюзах, а о независимых профсоюзах, которые кое-где в России еще есть, но, как правило, не в градообразующих предприятиях, потому что там их очень жестко давят местные власти для того, чтобы спокойно манипулировать рабочими и делать все, что они хотят.

Фильм повествует о том, как владелец некоего предприятия, точнее не некоего, а просто сталелитейного завода, которого играет Владимир Епифанцев, довольно известный актер, хочет в годы кризиса, в момент кризиса, урезать рабочим зарплату, как-то их поприжать, потому что ему всегда очень необходимы деньги. В частности, например, на то, чтобы собрать коллекцию Родченко, для того, чтобы поразить своих немецких коллег и вообще приобрести некий вес и репутацию. Фильм повествует и о том, как рабочие создают независимый профсоюз и начинают ему сопротивляться. Активиста независимого профсоюза играет довольно известный авангардный художник и музыкант Сергей Пахомов, известный как «Пахом».

Это первый крупнобюджетный фильм киноавангардиста Светланы Басковой, которая очень хорошо известна «Сине Филм» своими фильмами, но не очень известна широкой аудитории. Будем надеяться, что этот фильм ждет хороший прокат, большой более-менее. Потому что очень хотелось бы, чтобы об этой проблеме, о которой рассказано в фильме, узнали все. О той гигантской и жуткой социальной пропасти, которая существует между теми, кто покупает фотографии Родченко и теми, на чьи деньги такие люди это делают. Можно сказать, что в фильме нет никаких преувеличений, хотя многие реплики критикам показались гротеском. Например, в фильме есть жуткий момент, когда герой Епифанцева, тот самый владелец завода, разговаривает с таким же владельцем завода и спрашивает: «Ну что, твои-то мрут? Что, у тебя все лысые?». Говорят, это совершенная правда, что на предприятиях так плохо отстроена техника безопасности, что люди работают без респираторов, например, в сталелитейных цехах. Просто потому, что там недостаточно хорошо устроено кондиционирование, и от этого, конечно же, люди вдыхают ядовитые пары и это не может не отразиться на их здоровье.

Светлана Баскова, режиссер фильма, все это знает точно, потому что ездила по городам, где есть независимые профсоюзы, и изучала вопрос. Собственно, она сама об этом сейчас расскажет.

Светлана Баскова: Все фильмы, даже авангардные, которые я снимала - они были связаны с социальной проблематикой. И меня всегда интересовало то, что происходит вокруг, и я достаточно болезненно на это реагирую. И так как я отношусь к поколению, которое пережило 90-е годы и - ну, сама я не сильно пострадала в этом, но я видела, как пострадали другие люди и что с ними происходит - социальные проблемы меня всегда волновали.

На данный момент, когда я начала снимать, был кризис. И так получилось, что мои знакомые как-то были связаны с профсоюзным движением, с независимыми профсоюзами. Я не буду вдаваться в детали. Когда они мне рассказали об этом, я была крайне удивлена тем, что есть независимые профсоюзы. Я тоже об этом ничего не знала. И мне стало настолько интересно, что возможно, что люди создают что-то независимое, а независимое это всегда как-то от чего, почему, и какие у них есть возможности улучшись свою жизнь. Потому что, наверное, небезызвестно, что во время кризиса рабочим снижали зарплаты, и там есть такая фраза, что они работали за 12 тысяч и их заставили подписать дополнительное соглашение, что, мол, у нас кризис, и они стали получать 7 тысяч. И у людей был выбор: либо платить коммунальные услуги, либо вообще что-то есть.

Я поняла, что там настолько искренние люди, потому что они реально работают на тех предприятиях - те люди, которые создают независимые профсоюзы - и это единственное искреннее, честное, которое идет изнутри, слово, высказывание. И я очень к этому прониклась и увидела в этом какую-то честность и что-то для себя, какой-то ответ на какие-то вопросы.

Ну что же, «Кинотавр» практически подходит к концу. Осталось всего несколько фильмов в программе, которые еще не были показаны публике. В воскресенье мы подведем итоги фестиваля. Счастливо. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.