Муниципальные депутаты рвутся к власти

12/04/2012 - 22:55 (по МСК) Татьяна Арно, Павел Лобков
Московский устав проверят в конституционном суде. Оппозиционные муниципальные депутаты бьются за право ввести выборы управ и префектов. Ради чего готовы биться со столичными властями. Что не устраивает муниципалов выяснил наш коллега Владимир Роменский.
Депутаты муниципальных собраний рвутся к власти. Они хотят, чтобы их полномочия были расширены. Это, в свою очередь, может изменить всю политическую систему в столице. На сегодняшний день, москвичи являются самыми обездоленными гражданами. По крайней мере, с точки зрения выборности властей, как говорят депутаты. Мэра города назначают без их участия. В Мосгордуме всего 35 депутатов, из которых только трое не принадлежат к «Единой России».

При этом градоначальник назначает префектов, которые, в свою очередь, назначают глав управ. А муниципальные депутаты ничего не решают. Их полномочия - куда поставить мусорные баки и как обустроить детскую площадку. Это народных избранников совсем не устраивает. В этой связи они требуют конституционный суд проверить, насколько устав столицы соответствует закону. В дальнейшем активисты рассчитывают изменить устав города и добиться того, чтобы префекта избирали именно они.

После этого, главы районов скорее будут прислушиваться к чаяниям жителей, а не к той позиции, которую занимает власть. Теперь его будут переизбирать и это больше не будет зависеть от мэра.

Так же это поможет бороться с коррупцией - говорят, объединившиеся в движение «Реальная власть самоуправлению - народу» активисты. Префект, по расчетам муниципальных депутатов, уже не сможет так просто осваивать бюджеты. Пока же люди просто не понимают, зачем им выборы в муниципальных собраниях.

Кичанова: Когда я ходила собирать подписи и агитировать, выявилось, что люди действительно не знали что в Москве проходят такие выборы и есть такой орган, как муниципальное собрание. Поэтому получались совершенно комические ситуации. Например, вручая свою листовку, одна женщина сказала: «Я вас не знаю. Что вы за кандидат?». На мой вопрос знает ли она других кандидатов, я услышала следующее: «Ну, Зюганов, Жириновский...».

Все те молодые люди, ставшие муниципальными депутатами, не понимают, на что подписываются - уверен экс-префект Олег Митволь. По его словам, их полномочия должны остаться прежними. Однако должность главы района можно сделать выборной.

Митволь: Депутаты муниципальных образований, как это сегодня прописано в уставе города, не имеют практически никаких полномочий, кроме досуговых. Они могут определять кружки, секции, заливать хоккейные «коробки», определять местоположение зон сбора мусора и так далее. Ничего дурного в этом нет. Не вижу смысла расширять их полномочия. Но можно сделать как у других субъектов: идет административное деление на районы, на префектуры. Соответственно, в районе выбирается муниципальное собрание и выявляется глава муниципалитета. Не нужно поручать это депутатам, можно делать прямые выборы, где будет выбирать население.

В то же время Митволь поддержал увеличение количества депутатов в Московской городской думе. Однако, по его словам, следующие выборы в Законодательное Собрание столицы будут проходить совсем по-иному, чем предыдущие. Так же, по его мнению, не стоит забывать о том, что в скором времени должность московского градоначальника тоже станет выборной.

О том, как новоизбранные муниципальные депутаты требуют для себя все больших полномочий, мы поговорили с профессором Академии Народного Хозяйства Иваном Стариковым.

Павел Лобков: Как можно расценить это движение - как «ползучий» захват власти со стороны юных и амбициозных муниципальных депутатов?

Иван Стариков: Да. Я бы добавил, что это «ползучий» захват власти со стороны народных избранников. Рискну сказать, что выбранные 4 марта депутаты - самая легитимная власть в городе.

Татьяна Арно: Там не было фальсификаций и «вбросов»?

Стариков: Да, я думаю, что там не было фальсификаций. Хочу напомнить, что многие представители славной «Единой России» тщательно скрывали свою принадлежность к этой партии - этот политологический феномен еще ждет своих пытливых исследователей. Ситуация складывается следующая: с 2004 года у нас есть - теперь уже назначенный - мэр. Не москвич, между прочим. Далее у нас есть 35 депутатов - примерно 230 000 избирателей на один мандат. И они оценивают ситуацию к реальным проблемам города примерно так же, как исследователи рельефа морского дна изучают зыбь, находящуюся на поверхности. Между ними - с префектуры и управы - никем не избранные.

Лобков: Глава управы назначается префектом или мэром?

Стариков: В общем, реальная власть принадлежит людям и, на самом деле, все злодеяния происходят на уровне управ и префектур. Я был на Большом Козихинском, когда сносили дом, когда Хуснуллин сказал: «Сносить не будем», а когда он уехал в командировку - дом стали сносить. Таким образом, реальная власть принадлежит никем не избранным, назначенным чиновникам. Дальше - 1500 депутатов, у которых нет полномочий.

Эта ситуация абсолютно логичная, поэтому мы объявили сегодня о создании организации со звучным названием РВСН. Это не «Ракетные войска стратегического назначения», а «Реальная власть самоуправлению - народу». Ситуация абсолютно безнадежная для Собянина и его команды, поскольку решение о расширении Москвы принято и подмосковные муниципальные депутаты обладают гораздо большими полномочиями...

Лобков: Кстати, когда официально будет подписан документ о расширении, нужно будет нового мэра Москвы избирать или нынешний мэр может остаться?

Стариков: Есть подмосковные муниципальные депутаты, у которых полномочий гораздо больше, чем у московских. Так не может быть в пределах одного целого.

Лобков: А в Химках избирают мэра? По-моему, тоже не избирают, а назначают.

Стариков: Нет, избирают.

Лобков: То есть в Подмосковье мэров избирают?

Стариков: Да, конечно. Поэтому вопрос состоит в том, что, безусловно, предстоит принятие нового устава города Москвы, внесение изменений в 56 закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Поэтому мы действуем в четыре шага. Прежде всего, мы обязательно сделаем запрос в конституционны суд, под которым подпишутся не только муниципальные депутаты, но я так же приглашаю всех москвичей.

Арно: Мы же знаем, как у нас работают суды, и конституционный суд не исключение. Насколько велика вероятность, что ничего не изменится? Или все-таки можно ждать положительных изменений?

Стариков: Думаю, что сейчас ситуация все-таки меняется и Москва, в общем, достаточно серьезно показала себя оппозиционным городом. Заметьте, 4 марта было голосование не только по избранию президента - это был вотум доверия-недоверия мэру Собянину, который был - хочу вам напомнить - доверенным лицом Владимира Владимировича. Ибо привел к «электоральой катастрофе»: минус 20% Москва «дала» при всех к среднероссийскому. И это не минус 2% на думских выборах - это минус 20% на президентских. Как мне кажется, есть определенные надежды, что ради «выпуска политического пара» это предложение будет принято.

Лобков: Мы не так много знаем ярких муниципальных депутатов. Мы знаем Веру Кичанову, которая сама говорила, что случайно туда попала; мы знаем господина Каца, певца Сергея Маркина. Они, соответственно, должны избирать префекта, главу управы - правильно я понимаю?

Стариков: Я все же коротко расскажу о тех 4 шагах, которые мы предлагаем. Первое - подача иска в конституционный суд. Второе - обращение к Собянину с просьбой создать совместную группу с муниципальными депутатами для того, чтобы писать новый устав города Москвы.

Лобков: Так ведь за это должна проголосовать Мосгордума, в которой подавляющее большинство - «единороссы». Не пройдет никогда в жизни.

Стариков: Во-первых, Мосгордума - это наследие от Лужкова.

Лобков: Наследие-не наследие, а голосовать должно.

Стариков: Во-первых, как я уже сказал, они изучают подводный рельеф по ряби на поверхности. Во-вторых, они совершенно не соответствуют политическим пристрастиям москвичей. 32 «единоросса» и 3 коммуниста - думаю, вы согласитесь со мной, что москвичи хотели бы видеть представителей других политических сил. Я обращался к коммунистам: «Сдайте 3 мандата, что вы как «мыши под веником» сидите? Сдайте 3 мандата и Мосгордуму придется распустить: там не может быть только одна политическая сила». Они мне говорили, что «когда будет второй тур - тогда и сдадим, поможем Геннадию Андреевичу». По закону через 90 дней должны назначить следующие выборы.

Поэтому мы обращается в Государственную Думу с предложением внести поправки в 79 статью 131 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», чтобы ввести Москву и Санкт-Петербург в единое правовое поле. Вообще, жители двух столиц - самые обездоленные с точки зрения конституционных прав, пассивного и активного избирательного права. На самом деле, можно проводить референдум, в связи с объединением. И тогда мы избираем новых муниципальных депутатов и глав.

Арно: Как долго будет проходить проверка и когда нам ждать положительных, надеюсь, новостей?

Стариков: Думаю, что где-то к июлю-августу мы должны получить ответ из конституционного суда. Осенью, как мы думаем, Госдума должна принять решение об изменении 79 статьи. Референдум - в апреле следующего года.

Лобков: А вот мне - как рядовому гражданину и москвичу - что конкретно это даст? Вот я проголосовал за муниципального депутата. Дальше муниципальные депутаты где-то собрались и выбрали мне главу управы. Это делает главу управы более зависимым лично от меня?

Стариков: Конечно делает. Во-первых, сегодня на один мандат муниципального - 4 000 человек. Это более менее адекватно. Они представляют ваши интересы при плотности населения на квадратный километр в городе Москве. Это не 230 000 в Мосгордуме. Поэтому вы всегда можете встретиться и «глаза в глаза» поговорить. Во-вторых, это заставит глав управ вести себя несколько иначе. Ну а сам по себе устав в новой редакции предлагает всенародно избирать не только муниципальных депутатов, но и, соответственно, глав районов.

Лобков: Благодарим вас.
Также по теме
    Другие выпуски