Москва в два раза богаче всей Украины. Мэрия отчиталась о состоянии российской экономики

23/04/2013 - 22:41 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер

Москва богаче всей Украины, а москвич – испанца или грека. Экономический блок правительства Москвы во главе с вице-мэром Андреем Шароновым отчитался сегодня по итогам прошлого года. Но в этом году все может закончиться не так радужно.

К осени в России может начаться рецессия, а опыт прошлого кризиса показал, что сильнее всего он бьет именно по столице. На коллегии побывал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко, он с нами за столом.

Пархоменко: Я начну с одной цифры.

Лобков: С греков начните.

Пархоменко: Это будет второй пункт. Начну я с другой цифры – 356 млрд. долларов. В такую сумму правительство Москвы оценило внутренний региональный продукт, по сути, ВВП Москвы, размер ее экономики. Для сравнения – это почти в два раза больше, чем ВВП всей Украины. Представляете себе примерно? Если сравнивать с Россией, то Москва – это 16% от всей экономики России. Это чтобы вы представляли, какой махиной приходится управлять.

Лобков: Поскольку в Москве не добывается нефть, то самое интересное знать источники доходов №1, №2, №3.

Пархоменко: Об этом я тоже скажу, но, забегая вперед, скажу, что это торговля, недвижимость и немножко промышленности.

Лобков: Не налоги?

Пархоменко: Ну, плюс налоги, конечно. Налоги с этих отраслей. 16% от экономики России Москва занимает, говорю, чтобы вы представляли себе размеры махины, которой приходится управлять правительству Москвы. Что касается богатства москвичей, то формально оно сопоставимо с рядовым жителем Испании, если поделить столичный региональный продукт на душу населения, то получится примерно 1 млн. рублей. То есть на каждого из нас приходится 1 млн. рублей экономической активности. Такой же примерно показатель у Испании, у Греции.

Кремер: Это в год?

Пархоменко: В год. Причем надо понимать, что число душ, на которые делится этот продукт, берется из официальной статистики. По официальным данным в Москве 11 млн. человек. На самом деле, по данным правительства Москвы, работать в Москву приезжает 4 млн. человек. И, в общем, оценки населения Москвы всегда приблизительные.

Кремер: Миллионов 16?

Пархоменко: Примерно да. Может быть и больше. Непонятно, как считать пригороды и так далее. Так что сравнение с испанцами или греками, которое привели сегодня чиновники, несколько с натяжкой. Еще одна громкая цифра – средняя зарплата в Москве 48 тыс. рублей, она немного подросла за прошлый год, и опять же, это близко, например, той же Испании, там чуть больше 50 тыс. в среднем по стране. Правда, в Испании, например, нет разрыва между самой большой и самой маленькой зарплатой в 15- 16 раз, как в Москве. И, конечно, это сильно влияет на этот показатель, потому что когда есть топ-менеджеры с  десятками, сотнями тысяч долларов зарплаты. Что касается остальной России, то москвичи обгоняют соотечественников почти в два раза по средней зарплате. Такой разрыв тоже не может не сказываться на уровне качества жизни. И отсюда берется понятие, что Москва – «государство в государстве». Правда, у такого привилегированного положения есть и свои минусы. На коллегии сегодня много говорили о возможной грядущей рецессии. Напомню, нам ее обещал на эту осень министр экономического развития Андрей Белоусов. И говорили о том, что городские власти понимают, что если спад начнется, то начнется именно с Москвы. Прошлый кризис это хорошо продемонстрировал. Экономическая активность здесь самая высокая, плотная, именно поэтому она падает больше всего. Об этом сегодня мне сказал вице-мэр Андрей Шаронов.

Андрей Шаронов, вице-мэр Москвы: Кризис 2008 года показывает, что Москва достаточно уязвима к шокам, падению мировой экономической конъюнктуры, мы должны быть к этому готовы, потому что основной источник доходов Москвы – это доходы от налога на прибыль компании и подоходного налога. Это то, что падает в первую очередь. Прибыль, которая в период кризиса может просто исчезать, и тогда нет этого налога, и подоходный налог: зарплаты перестают расти, иногда даже сокращаются. В этом смысле Москва очень чувствительна.

Пархоменко: Но дело не только в налогах. Львиную долю московской экономики составляет торговля и недвижимость, и они действительно сильно проседают в кризис. Недвижимость – понятно: падает спрос на квадратные метры, следом за ним цена, мы это все видели в 2008 году, просто такой обвал. Что касается торговли, потребление сильно зависит от заемных денег. В прошлом году у нас был рекордный темп – не 40% оно выросло. По этому показателю вышли на вполне нормальный средний европейский уровень, понятно, что дальше оно такими темпами расти не может, значит, и спрос поддержать уже нечем. Действительно, если начнется спад, в Москве мы его должны будем ощутить.

Лобков: Что думают московские власти, не существует ли проблема московского пузыря, как некой герметичной системы, где и зарплаты вздуты, непропорционально производительности труда, и цены вздуты в силу разных причин, в том числе и цены на недвижимость, и коррупционного налога, который в Москве, наверное, отрицать не сможет никто.

Пархоменко: Насчет пузыря сложно сказать. Отделенность Москвы от всей России ощущается, что касается высоких цен, об этом тоже была речь сегодня. Пытаются с этим как-то бороться, предлагают создать некие логистические центры для продовольствия, потому что выяснили, что половина стоимости продуктов, которая в Москве есть, лежит только в транспорте. И все связано с тем, что батон колбасы 6 раз возят по разным концам непонятно, зачем и как. Предлагается сделать огромные логистические центры, что-то среднее между складом и оптовой торговлей. Их будет, по всей видимости, три. И они будут располагаться буквально на точках вхождения потоков продовольствия в Москву.

Лобков: Все будет согласно нынешней либеральной концепции сделано частным бизнесом, или как раньше делал Юрий Лужков, строил за государственный счет, а потом сдавал в аренду, и это все превращалось в получастное, полугосударственное партнерство? 

Пархоменко: Получается, что это необходимо московской торговле, именно бизнесменам. Думаю, что там… конкретно не говорили, кто будет, и на какие деньги будет строить, но там очень большие цифры площадей, гигантские совершенно, и, по всей видимости, это действительно будет партнерство. Москва будет предоставлять земли и какие-то коммуникации и так далее, а бизнес будет это все строить. Как надеются в правительстве Москвы, это должно снизить серьезно стоимость продуктов.

Кремер: Когда это построят?

Пархоменко: Точных годов не называли, боюсь здесь ошибиться, но там объявлялось о планах на ближайшие годы, и речь была о том, что это позволит больше привозить свежих продуктов, как сами чиновники называли, категории «фреш» и «суперфреш».

Другие выпуски