Москва потратит 3 млрд на площадку для создания новых смыслов

Здесь и сейчас
31 октября 2012
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
В Москве в районе Яузы появится арт-квартал на территории в 350 гектаров. Там уже есть вполне успешные галереи ВИНЗАВОД, ARTPLAY и Арма, но сам район все равно остается унылым и малообжитым. Вот его облагораживанием и озаботились в Правительстве Москвы с подачи девелоперов.

Обсудили эту тему с нашими гостями – архитектором Сергеем Десятовым, руководителем центра дизайна ARTPLAY и арт-директором центра ARTPLAY Алиной Сапрыкиной.

Писпанен: Уже все готовы поучаствовать в этом: и ваш центр ARTPLAY, и ВИНЗАВОД, и Арма, - но главный вопрос: каким образом такой огромный участок земли можно будет поделить?

Десятов: Важно, что мы не присоединяемся к кому-то. Мы участвовали с девелопером в разработке этой концепции, в подготовке материалов для Правительства Москвы. Попасть на прием в мэрию, это, скорее, к Андрею Гриневу, но в концепции участвуем мы и винзавод.

Писпанен: Если вы уже затронули Андрея Гринева и девелопера, с чьей подачи, как я понимаю, родилась эта история, возникает вопрос – место унылое, Курский вокзал рядом, квартиры не продаются, не решили ли из-за этого отдать это место художникам? Это мировая практика.

Лобков: Был не очень удачный пример Пушкинской, 10 в Петербурге, где еще со времен Собчака хотели сделать некий комплекс, где были бы выставки и квартиры, но в коммерческом смысле оказалось не очень хорошо.

Сапрыкина: У него потрясающее здание, это на набережной Яузы, это очень красивое архитектурное сооружение, которое очень близко к Яузскому бульвару, к улице Солянка. Поэтому вопрос не в непривлекательности этого района, место и само пространство здания потрясающие. Но ему близка культурная политика.

Десятов: Мне Андрей показался реальным психом в этом отношении, ему действительно хочется это сделать, чтобы было красиво.

Лобков: Есть такие примеры – Сохо в Лондоне, Сохо в Нью-Йорке, кварталы с социально-однородным населением. Это будет креативный класс: художники, программисты, богема. Район красных кирпичей…

Десятов: Идея арт-квартала – не идея архитектурная, не градостроительная, а социально-экономическая. Для нас участие было подготовленным, наверное, в 2006-м мы писали письмо на имя тогдашнего мэра, ставили копию на имя кого-то из тогдашней администрации президента про то, что в Москве неплохо было бы сделать центр креативных индустрий. Это некое место, в котором бы существовали разные креативные бизнесы, которые по примеру многих мировых столиц были бы таким котлом, где все это варилось бы.

Лобков: Я вспомнил про Копенгаген. Такой вроде небольшой город, но и там есть Христиания.

Десятов: Такое место, где все это сварилось бы… Вот на Монмартре варилось, и получилось французское искусство конца 19 – начала 20 века. Так мы себе это представляем. Безусловно, не должно быть никакой однородности среды, она должна быть разнообразная. Одна из социально-экономических идей, заложенных в концепцию – некое перемешивание различных слоев общества.

Писпанен: Вы говорите о концепции. Мне кажется, одна из важнейших вещей в ней – дорожная инфраструктура. Сейчас же ни на винзавод, ни на «Артплэй» не попасть. Даже пешком сложно.

Десятов: Для этого нам очень нужен город и их поддержка. Без этого невозможно обойтись. Можно раздвинуть стены, можно сделать пешеходные улицы, можно договориться с железной дорогой, чтобы под ней туннели прорыть. Проблема территории в том, что она перерезана железной дорогой.

Лобков: Есть хорошие примеры девелопмента, например, новый мост в Нью-Йорке. Но есть другие вопросы, например, ценообразование. Все упомянутые нами престижные кварталы образовывались тогда, когда цены на недвижимость были бросовыми, и заселялись по принципу колонизации. Бедные художники, бедные артисты. Даже Бродский вспоминает, что когда он приехал в Америку, там жили небогатые люди. Сейчас это очень богатые районы. У меня же есть ощущение, что, как только возникнет этот квартал, он сразу будет недоступен для тех людей, которых мы хотим там видеть.

Десятов: Это важный вопрос. Внутри нашего пока не очень формального объединения – мы себя называем Союз творческих территорий – это вопрос много раз дискутировался. Как сделать таким образом, чтобы художники, архитекторы не оказались бы сразу или постепенно за порогом этой территории. Мы обсуждаем различные сценарии, как это сделать. Есть несколько практических предложений. Например, мы предлагаем любому девелоперу, который собирается что-нибудь там реконструировать или строить, вместо обременения передавать часть возведенных или реконструированных площадей в управление агентству, контролирующему арт-квартал. Например, на 50 лет. Это один из обсуждаемых вариантов. Это позволит выдержать идею.

Писпанен: Недавно объявлено о другом объединении культурных территорий под эгидой Правительства Москвы. Хватит ли культуры на такое количество площадок?

Сапрыкина: Москва очень большой город. Аудитория, которую мы замечаем, как она движется с площадки на площадку, посещает крупные выставки – это 100-150 тыс. человек. Это немного. Поэтому наша задача – расширять эту аудиторию. Важно объединяться. Если мы говорим об этом проекте, нужно учитывать, что арт-квартал  уже сложился. Есть и ARTPLAY, и ВИНЗАВОД, который ведет активную культурную политику. Есть Арма со своими площадками, есть Сад им. Баумана, в котором идут сейчас большие изменения. Обновленный театр Гоголя, кинотеатр «35 мм», музей Сахарова, новый театр кукол – в нашем районе есть движение. Завис вопрос с Главным центром современного искусства, с новым музеем а-ля центр Помпиду, который тоже должен был быть на Бауманской улице или будет еще, мы не знаем. Но в этом районе есть реальная платформа, предпосылки для создания такого арт-района, и он уже создается. Речь идет об осмыслении, о консолидации, о каком-то совместном движении в этом направлении. Мы идем по такому пути. Есть глобальный масштабный план, есть более детальный – это производство совместных проектов. То есть объединяемся на каких-то детальных конкретных вещах, чтобы пытаться работать вместе, а у нас как у первого арт-кластера в Москве есть такой опыт и преобразования пространств, и коммуникативный тоже.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.