Московские волонтеры освободили рабов в Дагестане. Эксклюзивное видео

25/01/2013 - 21:00 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен

В Дагестане освобождены 9 человек, которых держали в рабстве на одном из частных кирпичных заводов. В разное время обманом их привезли в Дагестан, и за несколько месяцев работы они не получили ни копейки, а у некоторых загадочным образом оказались утеряны документы. Среди них есть и иностранцы.

Освободительный рейд провели те же, активисты, которые три месяца назад вызволили из рабства продавцов магазина «Продукты» в московском районе Гольяново. И нынешняя спецоперация, судя по всему, не последняя. Эксклюзивные кадры из Дагестана показал наш коллега Родион Мариничев.

Мариничев: К проведению спецоперации в Дагестане активисты движения «Альтернатива» готовились не один день. Они заранее приехали в республику и сначала, что называется,  прощупывали почву, опираясь на информацию из нескольких источников.

В своём материале я использовал кадры, предоставленные нам самими активистами. То, что в Дагестане действует целая сеть предприятий с использованием рабского труда,  довольно известный факт.

В прессе периодически всплывают истории о невольниках, которым удалось бежать. Последний такой случай, о котором рассказывал наш телеканал, произошёл в начале декабря. Местные правоохранительные органы чаще всего закрывают на это глаза. Так что нынешний, совместный рейд волонтёров и полицейских – исключение.

Кирпичный завод, где без малого год трудились невольники, находится неподалёку от Махачкалы, в посёлке Красноармейск. Вот в каких условиях жили рабочие. Здесь ютились 12 человек. Самый старший –1963 года рождения, самый младший – 1991-го. 11 мужчин и одна девушка.

После визита волонтёров трое уходить отказались: заявили, что дома их не ждут, а на заводе есть хотя бы крыша над головой. Четверо рабочих приехали сюда на заработки из Белоруссии. По крайней мере, так рассказывают они сами. Рабочий день продолжался 13 часов – с 7.00 утра до 8.00 вечера. Хозяин обещал расплатиться в конце сезона, но сезон закончился ещё поздней осенью, а люди домой так и не вернулись.

Олег Мельников, активист движения «Альтернатива»: За 7 месяцев они не получили ни копейки, у них была летняя одежда. Там было 4 гражданина Белоруссии, которые числились без вести пропавшими, находились в розыске. При поддержке местного МВД, с которым мы связались, нам удалось войти на этот завод и забрать этих людей, которые хотели уехать домой.

Активист движения «Альтернатива» Олег Мельников многим знаком по подобной спецоперации, проведённой 30 октября в московском районе Гольяново. Тогда волонтёры вместе с тележурналистами освободили 12 выходцев из Средней Азии. Некоторые из них 10 лет безвылазно трудились в магазине «Продукты». В отличие от гольяновских, дагестанских рабов вроде бы не били и не держали взаперти физически. А хозяин завода даже уверяет полицейских, что у него имеются некие документы. Но при этом притворяется, что не знает о травмированном рабочем. Давайте послушаем уже знакомый нам голос за кадром.

Олег Мельников, активист движения «Альтернатива»: А где парень с синяком большим?

Хозяин завода: Я не знаю, кто был у нас с большим синяком?

Чтобы люди не убежали, им просто не платили. У некоторых при себе не оказалось документов. Как выяснилось, работорговцы наладили хорошо действующий канал поставки невольников из центральных областей России на Северный Кавказ. Человеку предлагали съездить на море заработать денег. Говорили, что поселят в отель и при этом никакие документы не нужны. Несмотря на абсурдность и очевидную ложь, многие клюнули на эту приманку. В Дагестан их привозили на машине. Так они и оказывались на кирпичном заводе. Здесь им обеспечивали минимальный паёк и выпивку – ещё один способ пригвоздить к подпольному цеху. Рассказывали о бесчинствах местных бандитов. Не имея ни денег, ни документов, люди на побег не решались. Даже позвонить домой они не могли: пользоваться телефонами запрещалось. Лишь накануне освобождённые рабы впервые за несколько месяцев пообщались с родными.

Освобожденный: Алло, мама, это ты? Да, я. Мама, тихо, спокойно.

Для освобождённых рабов путь домой лежит через отделение полиции. Впрочем, там ограничиваются лишь фотографированием. Уголовные дела пока не возбуждены. Сейчас главная задача – добиться того, чтобы хозяин выплатил хотя бы часть денег. А об отправке невольников домой предстоит позаботиться активистам из «Альтернативы».

Олег Мельников, активист движения «Альтернатива»: Сейчас решим. Договора есть, значит отдаст. Договор он с вами подписывал? Или нет?

Освобожденный: Договоров нет.

Освобожденная: Мы, нас трое осталось, составляли со старым начальником.

Олег Мельников, активист движения «Альтернатива»: Просто он на камеру сказал, что договора есть.

Но, как потом всё-таки выяснилось, никаких договоров хозяин завода предъявить так и не смог. А значит, получить деньги за рабский труд практически не реально.

До Москвы вызволенные из рабства должны добраться на следующей неделе. К делу уже подключилась белорусская сторона. В Минске сейчас проверяют информацию о своих освобождённых гражданах. В МВД Белоруссии заявляют, что указанные в дагестанских сводках невольники, якобы, не числились, как пропавшие без вести, а один из них был в розыске за неуплату алиментов. В этой истории, видимо, многое ещё предстоит прояснить, и мы будем следить за её развитием. Между тем, гражданским активистам, скорее всего, предстоит не один освободительный рейд. Подобных кирпичных заводов в России ещё довольно много.

Другие выпуски