«Мосгордума тоже станет „не местом для дискуссий“». Депутат Андрей Клычков о том, для чего на самом деле нужна реформа Мосгордумы

24/06/2014 - 22:14 (по МСК)

На депутатах Мосгордумы решили сэкономить. В новом созыве столичного парламента гарантированную зарплату получит только спикер, вице спикеры и главы комиссий. Рядовые депутаты останутся без жалования. 

Законопроект, который лишит парламентариев денег, Мосгордума рассмотрит уже 25 июня. Кроме перевода депутатов на неоплачиваемую основу в Москве хотят создать новый властный орган – президиум правительства Москвы. Который будет иметь право принимать нормативные акты. А членом президиума будет назначать лично мэр.

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников добавил, что дума нового созыва сможет принимать решения о переводе на неоплачиваемую работу также руководителей комиссий Мосгордумы. «Сама дума будет решать, кто останется на оплачиваемой работе, а кто – нет».

Сейчас депутаты совмещают две функции: с одной стороны – законодательную, с другой – они представляют интересы населения. В новом формате акцент уйдет на работу с населением. Сейчас зарплата депутата Мосгордумы составляет около 200 тысяч рублей. Выборы нового состава пройдут 14 сентября в единый день голосования. В городской парламент будут избраны 45 депутатов (в нынешнем созыве их 35) сроком на пять лет.

Обсудили тему с депутатом Мосгордумы, руководителем фракции КПРФ Андреем Клычковым.

Монгайт: Скажите, почему вдруг решили отобрать зарплату у депутатов?

Зыгарь: Неужели это всего лишь экономия?

Клычков: На самом деле, мне кажется, что до экономии здесь дело не дошло, потому что все те процессы, которые говорят об экономии, мне кажется, они все развеялись. Более того, тот список кандидатов, который власть сегодня усиленно толкает через праймериз, через иные манипуляции, все эти кандидаты-бюджетники, это либо директора школ, главные врачи больниц, то есть они получают все те же деньги из бюджета.

Монгайт: Директора школ получают 200 тысяч?

Клычков: Да, многие да. Реформирование образования привело к таким последствиям, что иногда и разбирались с объемом заработной платы. Вопрос в другом – полгода назад, когда ставился вопрос о выборах в Мосгордуму, от неудобной системы партийных списков «Единая Россия» решила отказаться, создав для себя более удобную систему - мажоритарную, одномандатных округов, которые более управляемы, финансово контролируемы, административно контролируемые в том числе. На этом не остановились, мэрии совершенно очевидно. Даже при том составе Мосгордумы, который есть сейчас,  32 депутата от «Единой России» и три коммуниста, которые не дают спать спокойно и принимать законы против москвичей через митинги, через другую какую-то деятельность, решили сделать совсем Думу, которая не будет доставлять никаких хлопот. Поэтому 7-10 депутатов будут работать на профессиональной основе, а все остальные - на вольных хлебах.

В этой ситуации попытаемся представить себе, как они будут работать. В нынешнем виде Мосгордума, которая на профессиональной основе, вызывает критику, что депутаты не дорабатывают, у них есть свободное время, которое они должны реализовывать на общение с избирателями. В нынешнем составе будет 45 депутатов, на каждого депутата будет приходиться где-то 170 тысяч избирателей, а количество москвичей - это где-то 300 тысяч москвичей.

И вот как после работы депутат должен, в какое время находить возможность связи с избирателем? Я очень слабо это себе представляю, можно критиковать данный подход о профессиональной основе, говоря, что в других субъектах федерации такой же принцип действует. Но ни в одном субъекте РФ нет депутатов, у которых избирательный округ 170 тысяч избирателей. Более того, если пойти по такой логике, давайте предложим мэру, заму мэра уйти с оплачиваемой должности, работать где-нибудь в овощном магазине продавцом, а потом после работы идти и руководить городом Москвой.

Зыгарь: Ну ладно, это вы передергиваете. Это исполнительная власть, это - законодательная.

Клычков: Чем отличается?

Зыгарь: Другое дело – нет ли здесь, возможно, есть конфликт интересов, что, например, если депутат работает в коммерческой структуре и занимается бизнесом и одновременно является…

Монгайт: Лоббистом своего бизнеса.

Зыгарь: Получает зарплату в какой-то компании…

Клычков: Я вас уверяю, что те, кто хочет заниматься бизнесом, они им занимаются и так,  имея эти ограничения, переписав на родственников, на доверенных лиц. И никогда это не было проблемой. Даже сейчас, наблюдая состав Мосгордумы, Госдумы, совершенно очевидно, кто занимается бизнесом и не занимается депутатской деятельностью. Я повторюсь, что лично у меня сложилось впечатление, что мэрия в услугах Мосгордумы не нуждается. Ей не нужна дискуссия, ей не нужны другие предложения, ей не нужно вынесение на широкий круг москвичей обсуждение законопроектов и инициатив. Теперь Мосгордума будет раз в месяц собираться, там прям по закону написано, что 6 дней в месяц депутат, вновь избранный общественник может уделять работе в Думе и с избирателями.

Зыгарь: Не менее 6 дней?

Клычков: Да, не менее 6 дней.

Зыгарь: То есть может еще и более?

Клычков: Ну конечно, после 12 вечера и до утра он свободен и может заниматься этой деятельностью вполне активно.

Зыгарь: А сейчас, когда заседания должны быть ежедневно…

Клычков: Еженедельно. Сейчас заседания в Мосгордуме проходят еженедельно и практически каждый день заседания комиссий. Но я могу сказать по своему опыту, я молодой депутат, придя в Мосгордуму с открытыми глазами, что сейчас мы все сдвинем с мертвой точки, я увидел, что именно от кропотливой ежедневной работы зависит результат.

К примеру, сегодня занимались вопросом вывода из Бибирево отдела УФМС. Для того, чтобы это сдвинуть, надо пригласить всех чиновников, согласовать вопросы с жителями, рассмотреть в Мосгордуме, и потом заставить принимать решение. Возьмите отношения москвичей к муниципальным депутатам, которым, кстати, стали платить премию для того, чтобы они немножко больше времени уделяли. Единицы из них после работы имеют возможность в маленьком округе, где от 3 до 5 тысяч избирателей, выполнять эту функцию.

Ведь для того, чтобы решить вопрос экономии, можно было пойти по другому пути, я даже не говорю про Моссовет. Когда два года назад обсуждали количественный состав Мосгордумы, я говорил: «Давайте увеличим Мосгордуму до 100 человек», увеличив ее до 100 человек, можно ее переводить на общественное начало. Тогда у каждого депутата будет округ, даже 50 тысяч избирателей, это возможно физически организовать. Сейчас же камень преткновения не деньги, а невозможность выполнить ту самую законодательную и представительную функцию, которая важна в Москве.

Монгайт: Скажите, это может быть связано с грядущими выборами и с теми, возможно, демократически и оппозиционно настроенными депутатами, которые могут прийти в новую Мосгордуму, то есть их пытаются таким образом оттеснить от активной работы?

Клычков: Я думаю, что на сам результат выборов 14 сентября вряд ли это повлияет. Может, кто-то, кто шел за длинным рублем, откажется от участия. Но могу сказать, что большинство кандидатов идет не за деньгами, они идут для работы.

Монгайт: Это понятно. Они станут менее дееспособными, менее полезными.

Клычков: Это объективная реальность, с которой мы столкнемся в процессе работы самой Думы. Даже начав активную деятельность, все будут понимать, что они должны заработать какие-то деньги для семьи, для проживания, и будут все меньше уделять возможностей этой работе. Повторюсь, что сейчас речь не идет о сохранении зарплаты. Если мы говорим о зарплате, тогда вопрос нужно ставить с другой точки зрения.

К примеру, давайте установим в Москве для всех чиновников, депутатов, мэра, министров верхний предел зарплаты средний по промышленности в регионе – 80 тысяч рублей. Это те деньги, за которые можно работать, которые вполне обеспечат нормальную жизнь, но у нас пошли по другому пути – они просто закрыли эту лавочку и сказали: «Теперь вы все - общественники». Ну физически невозможно быть общественником и охватить округ в 170 тысяч избирателей. Да, можно один раз выступить на митинге, но ведь это не работа депутата.

Монгайт: А ваша жизнь изменится в связи с этим?

Клычков: Я приходил в Думу депутатом не для того, чтобы зарабатывать деньги. И депутаты от КПРФ обязаны 40% от зарплаты сдавать в партию. Поэтому, да, партии будет сложнее, но я думаю, что наша работа от этого не пострадает. Сейчас будем бороться, когда пройдет окончательное выдвижение на выборы. 

Другие выпуски