Мосгордума под Новый год решила упразднить практику общественных слушаний

28/12/2012 - 21:35 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Перед новогодними каникулами Мосгордума начала обсуждать поправки в Градостроительный кодекс столицы. Речь идет о том, чтобы исключить согласование с москвичами проектов территориальных и прочих схем, которые касаются развития разных типов территорий.

Вполне может оказаться так, что какая-нибудь дорога, дублер или хорда, пройдут прямо у вашего подъезда или через любимый пустырь, где так удобно парковать машину.

Также предлагается сократить срок оповещения о начале публичных слушаний по таким вопросам с семи до трех дней. Зачем все это нужно Мосгордуме и нужно ли горожанам, поговорили с нашим гостем Еленой Русаковой, муниципальным депутатом Гагаринского района.

Макеева: Елена, здравствуйте!

Русакова: Поправки, которые формально призваны устранить разницу между градостроительный кодексом Москвы и градостроительным кодексом РФ, создают возможность строить без всякого согласования с гражданами что угодно и где угодно. В том числе на особо охраняемых природных территориях, то есть любимых москвичами лесопарках, на любых озелененных территориях, в зоне охраны памятников, как угодно проводить магистрали по жилым кварталам. Это правда. 26 декабря были первые слушания по этим поправкам, и 14 января будут вторые чтения. Уже сейчас сильно встревожены юристы, которые занимаются городскими проблемами, муниципальные депутаты, общественность, потому что даже при наличии того института публичных слушаний, который до сих пор действовал, при всех многочисленных нарушениях, с которыми они всегда проводились – отсутствие оповещение жителей района, попытки пригнать каких-то не имеющих права участвовать граждан – это каким-то образом позволяло жителям вмешаться в ситуацию и отказаться от проекта, который им совсем не нужен. Можно сказать, что это, на самом деле, хорошее средство предотвращения гораздо более серьезных социальных конфликтов. Простой пример: у нас проводились публичные слушания по небольшому проекту застройки сквера, жители всерьез обсуждали, как лучше перекрывать ближайшие проспекты, чтобы протестовать против этой стройки. После того, как жители успешно выступили на публичных слушаниях, перекрывать проспекты им не потребовалось.

Макеева: Почему в Мосгордуме этого не понимают? Почему за эти слушания так рьяно взялись?

Русакова: Все просто. Горожане стали более грамотными, стали следить за информацией о назначении публичных слушаний, квалифицированно участвуют в этой процедуре и побеждают. И по многим намечающимся проектам, в том числе по проектам расширения магистралей, горожане с нетерпением ждут публичных слушаний, поскольку для них это легальная, законная форма выразить свое мнение. В том числе, предложить какие-то позитивные варианты, допустим, вместо предлагаемого проекта свой предложить. В частности, это касается Ленинского проспекта, где предложен совершенно авантюрный на взгляд жителей проект расширения магистрали с гигантскими эстакадами с очень странной ситуацией на развязках, стыках улиц. Люди посчитали, что это приведет к ухудшению транспортной ситуации, стали предлагать альтернативы. На слушаниях это можно было бы все рассмотреть.

Казнин: Поясните  коротко: предлагается просто запретить слушания? Это разве возможно сделать по федеральному закону?

Русакова: Там все хитро. Слушания проводятся по разным категориям проектов и документов. Предлагается сократить список документов, которые обязательно проходят публичные слушания. Но даже тот вариант сокращения, который сейчас идет, уже позволяет бесконтрольную застройку и непродуманные  транспортные проекты.

Казнин: И до этого лет 20 бесконтрольная застройка процветала в Москве, каким-то образом это происходило, жители не участвовали в этом. Сейчас город в коллапсе, его надо спасать, причем надо резать по живому, по-другому не получается. Как  быть в этой ситуации?

Русакова: Бесконтрольное строительство происходило тогда, когда удавалось провести публичные слушания тайком от слушателей, фальсифицировать их. На днях прошла общегородская конференция, которая называлась «Дороги не по нам». Там обсуждали эту проблему, выступали эксперты по транспорту. По всем районам есть какие-то варианты решения транспортной проблемы, отличные от того, что включает нынешняя транспортная концепция. Варианты есть, их нужно обсуждать. Я как депутат проходила учебу, организованную Ассоциацией муниципальный образований, связанных с мэрией, во время которой выступали руководители департаментов. Выяснилось, что концепции и проекты, которые нам предлагают, рождаются весьма кулуарно. Нет длительной проработки с экспертами, как это было в прежние годы. Эксперты на это жалуются, что многие серьезные проектные организации просто не были допущены к рассмотрению этой концепции. А никуда от этого не деться, все равно придется вернуться. Жители тут едины с экспертами.  

Другие выпуски