Монастырский и Гройс о павильоне России в Венеции

Здесь и сейчас
2 июня 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

В Венеции сегодня открылся русский павильон. 4 июня там официально стартует биеннале современного искусства. Пока посетители всех выставок — пресса и искусствоведы.

Итальянские художники отметили открытие русского павильона акцией протеста. Посвящена она была творчеству арт-группы "Война". Самих лауреатов премии "Инновация" в Венеции нет - лицом русского искусства работает художник Андрей Монастырский.

О том, что можно увидеть в российском павильоне, рассказывает Анна Монгайт. 

Монгайт: Флаг, теремок архитектора Щусева, женщина на шпильках в пыли, между Венесуэлой и Японией трудно не заметить Россию. Российский павильон на главной аллее садов биеннале. Здесь царствует не супердержава, не богатое, не звездное искусство, а маргинальные идеи и левые взгляды. Главными в зале нашего павильона находятся деревянные гулаговский нары и лиственные сваи – два символа России и Венеции объединил в одном проекте Андрей Монастырский, звезда 70-х годов, концептуалист, создатель перформативной группы «Коллективные действия», которая в ответ на конформистское, абсолютно примитивное советское искусство создавало абсурдистские перформансы, которые так и назывались «Поездки за город». Они проходили в далеком Подмосковье. Почему звезда 70-х в этом году представляет Россию, рассказывает куратор российского павильона, искусствовед Борис Гройс и собственно сам Андрей Монастырский.

Гройс: Мне Монастырский представляется очень актуальным художником, даже если он начал довольно давно, в середине 70-х годов, он, тем не менее, начал с практики, которая продолжает быть очень современной, и даже сейчас стала более современной, чем была тогда. Эта практика партиципации, практика создания событий, ситуаций, в которые вовлекаются зрители и посетители. Это вовлечение зрителя в само произведение искусства и в событие искусства. Это то, что сейчас самый модный тренд в современном искусстве, и он являлся практически одним из предтечей этого развития. Поэтому мне было важно показать его как человека, который через все изменения, которые произошли в России за последние десятилетия, между советской системой и нынешней, остался верен себе и продолжил какую-то определенную линию, которая очень точно привела его в центр современного искусства.

Монастырский: Интересная ситуация, что они не знают никакого контекста, и для них эти полки могут быть и полки для сыров, например, для бутылок вина, бутылей больших – и это нормально. И вот это все – они же не понимают, что это 11 – этот год, или 11-й том «Поездок за город». У них какое-то свое, они могут это в рамках минимализма, джадда, минималистской традиции 60-х, начала 70-х годов воспринимать. И это как раз очень хорошо и интересно, очень широкое поле интерпретации.

Монгайт: Только что российский павильон открывал министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. Большая интрига – куда пойдет Авдеев вечером, потому что одновременно устраивают вечеринки гранд-дамы русского современного искусства – комиссар Русского павильона Стелла Кесаева устраивает party с концертом группы Maroon 5 в университете, а Даша Жукова, владелица центра современной культуры «Гараж», большую вечеринку в отеле Bauer. Будем следить за событиями, потому что светская интрига – одна из важнейших интриг Венецианской биеннале современного искусства.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия