Марианна Максимовская о том, почему топ-менеджеры перестали давать интервью

Молчание как тактика выживания
17/05/2016 - 16:06 (по МСК)

Во вторник, 17 мая, в Москве прошла пресс-конференция, посвященная запуску рейтинга ТОП-1000 менеджеров России. Особенность этого рейтинга  в том, что менеджеров оценивают коллеги и конкуренты. Результаты будут известны осенью. Ну а пока эксперты поделились своими взглядами на то, как меняется управленческий ландшафт. В частности, Марианна Максимовская из «Михайлов и партнеры», в прошлом ведущая РЕН-ТВ, сказала, что одним из главных качеств современного топ-менеджера в России является страх публичности.

Марианна Максимовская о трагедии журналистики в России. Интервью Натальи Синдеевой

Марианна Максимовская: Если говорить о портрете современного менеджера, то это прежде всего менеджер молчаливый. В нынешнем историческом периоде в России, вот в таком состоянии межвременья, многие выбирают молчание — как тактику выживания. И мои коллеги-журналисты в частности, жалуются постоянно на то, что никто не идет на интервью, никто не соглашается на интервью, в том числе так называемые капитаны бизнеса, топовые менеджеры, и даже не топовые менеджеры, а менеджеры среднего звена, и так далее. Кстати, руководители театров, музеев и так далее, за которыми целые предприятия, точно так же выбирают молчание — как тактику выживания, из серии как бы чего ни вышло, опасно высказать не ту точку зрения, не попасть в мейнстрим, не согласиться с большинством и так далее. Это, конечно, понятно на данном этапе, с точки зрения тактики понятно, история объяснима вполне, чтобы не уехать, допустим, о чем говорил Дмитрий Вадимович, тоже, в общем, один из аргументов «за», наверное, лучше промолчать, а то мало ли что. Но с точки зрения стратегии, и в том числе стратегии построения репутации, построения репутации собственной, построения своего имиджа, построения репутации своего бренда, это, конечно, вещь опасная и не очень правильная, потому что все мы понимаем важность персонификации. Все наверняка обращали внимание на то, как немного, например, лайков собирают странички компаний, и как много, как правило, лайков собирают странички лидеров компаний, особенно если эти лидеры медийны. Вот буквально недавно я разговаривала с одним из рестораторов, известных российских, Деллосом, который вошел в социальную сеть и тут же за сутки собрал несколько тысяч подписчиков своего личного персонального аккаунта, тогда как аккаунт его компании, весьма преуспевающие рестораны, от силы там, может быть, пара тысяч человек. И вот эта персонификация, желание людей, потребителей, наших сограждан видеть лидера компании, отрасли, бренда, она важна, это надо понимать.

Это наша стилистика? 

Нет, это совершенно не наша стилистика, это как раз абсолютно общий путь, мы-то как раз здесь догоняющие, потому что не мы начали развивать интернет, который сейчас определяет если не все в нашей жизни, то очень многое. И в этом смысле мы повторяем путь, который уже прошли многие западные страны, где та же массовая культура и тот же интернет, вот эта сейчас возможность высказать свою точку зрения, любую, вот эти диванные критики, про которых часто пишут в прессе, но как бы пренебрежительно это ни звучало, но тем не менее возможность людей отреагировать, каждого человека, на то или иное высказывание, событие, действие, поступок тех же менеджеров, тех же капитанов бизнеса, это надо учитывать, конечно, в построении репутации своего бренда. Я, конечно, понимаю, что есть бренды, сила которых настолько велика, что по большому счету неважно, кто его представляет. А есть бренды совершенно вождистского типа, вот Юрий рассказывал про то, что в большинстве рейтингов учитывается компания, репутация компании, а не репутация менеджеров. Но и даже в таком подходе, скорее технологическом, к составлению тех же самых рейтингов надо иметь в виду эту массовую культуру, в условиях которой мы живем, это повышенное внимание к персоналиям, к персонификации. Неслучайно пресса уже давно это поняла, и все сюжеты, если вы обратили внимание, практически все, даже информационные заметки делаются через человека, через героя, все равно персонификация стоит во главе вообще абсолютно всего, всех медийных подходов, а мы с вами в медийном мире живем. Поэтому, конечно, невозможно преуменьшать эту важность персонификации, своей собственной репутации, если говорить о топовых менеджерах и лицах, как часто говорят, «лица компании», это совершенно уже устоявшееся выражение, когда говорят не руководитель компании, не акционер, не генеральный директор, а говорят «лицо компании», это, конечно, очень важный момент. А вот этот наш исторический момент, в котором мы сейчас живем, и вот это опасение участвовать в общественной жизни, опасение участвовать в общественной дискуссии, собственная недостаточность площадок для важных, реальных общественных дискуссий о том, что делать, чтобы бороться со всеми этими проблемами в той же экономике, о которых мы даже сейчас говорили в ходе нашего сегодняшнего «Круглого стола», это безусловная проблема. И я, конечно, с нетерпением жду, когда вернется более стабильная ситуация в нашей общественной жизни, и люди поймут всю важность высказывания своей точки зрения, участия вот в этих общественных дискуссиях, и мы начнем тем больше обращать внимание на персоналии с точки зрения их социальной общественной активности, потому что КСО, пресловутую, никто не отменял. 

Я недавно была на одной конференции, услышала потрясающее выражение «коэффициент счастья», который посчитали в крупных компаниях. Так вот сотрудники крупных компаний испытывают, у них повышается этот коэффициент ощущения счастья, когда они участвуют в общественной жизни, когда они участвуют даже в каких-то благотворительных мероприятиях, которые проводятся внутри их компании, или компания проводит что-то снаружи, и когда их лидеры ведут их не только к пониманию того, что должны быть, понятно, прибыль, маржинальность и прочие коэффициенты пользы и эффективности деловой и выраженной в деньгах, но и эффективность, которая выражается в построении собственной репутации, репутации бренда, как людей, компании, которая работает на общественное благо. Вот это, конечно, очень важный момент. Люди, которые участвуют в такого рода мероприятиях, у них коэффициент ощущения счастья повышается. 

Другие выпуски