Мизулина решила покрестить Конституцию. В преамбуле пропишут православие и толерантность

22/11/2013 - 23:11 (по МСК)

Судебная реформа –  это не единственная правка, которая в ближайшее время может быть внесена в Конституцию. Депутаты Госдумы задумываются и о материях, которые выше, чем земной суд.

Елена Мизулина спустя тысячу лет, вслед за князем Владимиром, решила крестить если уж не российский народ, то российскую Конституцию. Идею депутата уже поддержали единоросы Сергей Железняк и Михаил Маркелов и даже коммунист Сергей Гаврилов. 

Не утихает шум вокруг Конституции и изменения ее положений. Главная причина беспокойства на сегодня – это грядущее послание Владимира Путина Федеральному собранию, где он, как ожидается, будет говорить о Конституции.

Ну а пока 12 декабря не настало, за основной закон взялась один из самых одиозных депутатов Госдумы Елена Мизулина. Накануне в Нижней палате состоялось заседание Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей. На нем Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции слова о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России. Идею с восторгом и поддержкой восприняли  не только упомянутые Маркелов, Железняк и коммунист Гаврилов, но и протоиерей Всеволод Чаплин и другие участники заседания.

Для начала нужно отметить, что преамбула не входит ни в одну из глав Конституции, а является вступительной частью. При этом в главе 9-й, которая определяет способы изменения основного закона, ничего не говорится об изменении преамбулы. Нет на этот счет и соответствующего постановления Конституционного суда. Как в таком случае надо менять преамбулу, объясняет профессор Владимир Четвернин.

Владимир Четвернин, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ: Поскольку специально об изменениях в преамбуле в тесте Конституции ничего не говорится, мы должны исходить из следующего: изменить какие-либо положения преамбулы можно в том порядке, который предусматривается как самый простой порядок изменения конституционных положений. Таким образом, до тех пор, пока Конституционный суд не постановил иное, изменить положения преамбулы можно в том же порядке, в котором можно изменить по Конституции положения глав с третьей по восьмую.

То есть для изменения преамбулы сегодня требуется конституционное большинство голосов : 338 в Госдуме и 125 в Совете Федерации. Не такие уж большие цифры единодушия для парламентариев – закон Димы Яковлева, напомню, поддержали 420 депутатов и 142 сенатора. Что касается значения и применения преамбулы, то Конституционный суд в принципе может толковать какие-то положения Конституции исходя из того, что сказано в преамбуле, но практика показывает, что, как правило, к тексту ее никто не обращается и вообще о нем никто не помнит. Соответственно, попытка изменить преамбулу может означать одно из двух – либо она запустит процесс изменения уже реальных положений Конституции, либо под шумок депутаты проводят какую то другую инициативу.

ДОЖДЮ сегодня удалось выяснить, что в преамбулу хотят внести слова не только о православии, но и о толерантности – об это нам рассказал участник того самого заседания депутатской группы депутат Сергей Гаврилов:

Сергей Гаврилов, депутат Госдумы от КПРФ: Депутат Мизулина предложила обсудить вопрос, если будут приниматься изменения в Конституцию, вопрос о включении в преамбулу ссылки на роль христианства как основы нашей культурной самобытности, что-то такое. После ее сообщения все согласились, что в ходе обсуждения такая дискуссия может быть. Сейчас обсуждаются изменения в Конституцию, там с Верховным судом, возможность изменения преамбулы, чтобы включить толерантность как ценность, как ценность, которая является основой конституционного строя. Из верхней палаты, по-моему, кто-то из сенаторов предложил это обсудить. Преамбула – это все равно духовный посыл общества. Я думаю, что вполне такая ссылка там возможно, почему нет.

На вопрос о том, не приведет ли изменение преамбулы к тому, что законодатели войдут в азарт и начнут менять основные положения Конституции, депутат Гаврилов ответил, что «все возможно», но при этом сказал, что статью о светскости государства трогать нельзя. Но вот преамбуле основного закона, похоже, уже вынесен приговор. Поэтому скоро российская Конституция, возможно, будет  начинаться так: «Мы, многонациональный православный народ Российской Федерации…» Или даже так: «Мы, многонациональный толерантный православный народ Российской Федерации...»

Также по теме
    Другие выпуски