Мировые биржи: падение продолжается

08/08/2011 - 19:06 (по МСК) Татьяна Арно, Михаил Фишман

Снижение кредитного рейтинга США обрушило мировые торговые площадки. Сегодня азиатские, европейские и российские рынки открылись снижением. Инвесторы паникуют и продают ненадежные акции. Все ждут дальнейших действий Вашингтона.

Завтра состоится заседание Федеральной резервной системы и возможно ситуация изменится к лучшему. Однако, пока на всех торговых площадках сохраняется тревожный фон. В чем причина таких настроений и есть ли объективные факторы для опасений инвесторов - обсуждаем с главным экономистом АФК "Система" Евгением Надоршиным.

Фишман: Давайте немножко хотя бы в двух словах все-таки поймем, какой-то самый короткий диагноз поставим вот нынешнему понедельнику и тому, что происходит конкретно сейчас. Это что, это просто падение или это все-таки начало кризиса?

Надоршин: Пока я не склонен рассматривать это как начало кризиса какого-то бы ни было. Дело в том, что, в основном, ситуация была более-менее понятна, просто, видимо, груз негативных новостей, которых обрушила на инвесторов прошедшая неделя, ну и неделя перед прошедшей, то есть, последняя неделя июля, которая тоже не принесла ничего хорошего. Он нашел свой выход и, в основном, рынки в последнее время падали. И тот факт, что решение S&P, скажем, удачно пришлось, если хотите, стало, может быть, такой завершающей каплей для многих инвесторов.

Фишман: Вы имеете в виду понижение рейтинга американского?

Надоршин: Да, снижение рейтинга США. Такое впечатление, что приличная часть инвесторов все-таки оказались к этому не готовы, несмотря на многочисленные предупреждения и самого агентства, и очевидную экономическую ситуацию, финансовую ситуацию в США, которая, с моей точки зрения, практически не оставляла вариантов. То есть, рейтинг должен был быть снижен. И снижение на один пункт, это еще не такое большое снижение, это вполне адекватно отражает динамику, если хотите. С моей точки зрения, часть инвесторов, возможно, отчасти из-за близкого окончания финансового года в США, у многих компаний, в том числе финансовых, как бы, они сейчас нервничают, в первую очередь это трейдеры. Они нервничают, кто там за свои бонусы, кто просто пытается зафиксировать либо прибыль, либо убытки, что есть и, может быть, закрывают свои позиции довольно активно. Потому что то, что произошло после открытия американских площадок - присело все, включая даже драгоценные металлы, в частности, золото немножко и подрос немножко доллар. То есть, не исключено, что американцы решили продать все, что показалось им рисковым и выйти, похоже, в долларовый кэш, как это любят говорить, то есть просто переждать ситуацию.

Арно: Евгений, а какие инструменты стали привлекательными, ну или востребованными, а от каких сейчас инвесторы стараются избавиться?

Надоршин: Инвесторы сейчас избавляются почти от всего. Золото, как резервный металл, соответственно серебро в какой-то степени, они сохраняли определенную популярность, казначейские облигации США у высоконадежных заемщиков тоже пользовались спросом как инструмент, который пока еще в отношении казначейских облигаций США используются как своеобразная страховка от риска. Это немногочисленный перечень инструментов, который, собственно говоря, последние дни пользовался значительным спросом со стороны финансовых инвесторов. Остальное все спросом не пользовалось.

Фишман: Что это означает для России? В частности, показатель по нефти, а нефть у нас тоже упала, как и все остальное. Я так понимаю, что сентябрьские фьючерсы упали где-то процента на 2-3, если я не ошибаюсь, и падает рубль вслед за нефтью?

Надоршин: Пока падение на нефть вообще смешно для России. 106-107 долларов за баррель Brent, который вот сейчас наблюдается, это очень комфортная для нас цена на нефть. Комфортная настолько, что если этим падением все и ограничится, то рубль через некоторое время начнет дорожать, а рынок акции, может быть, не целиком и полностью, но в значительной степени сможет отыграть это падение. Будет зависеть от настроения. То есть, дело в том, что акции упали гораздо сильнее, чем цены на нефть. И если нефть остается на текущих уровнях, а велика вероятность что далеко нефть не пойдет, поскольку оснований для глубокого слишком уж падения, несмотря на всю негативность данных последних недель, я не вижу, то велика вероятность, что для российского рынка достаточно быстро ситуация будет отыграна. Вопрос лишь в том, насколько неприятно будут давить внешние факторы. Вот здесь, конечно, многое зависит от того, что ФРС может сказать, откуда могут еще придти сюрпризы, какие новости преподнесут европейские экономики, где тоже, в общем, все довольно жарко.

Фишман: Что по вашему мнению, вы достаточно оптимистично смотрите на ситуацию, должно произойти, чтобы ситуация перешла в такой, ну, если не катастрофический, то тяжелый сценарий?

Надоршин: Если мы увидим дефолт Италии или Испании, или обеих стран сразу, то я вас уверяю, что-то похожее на катастрофу мы вполне сможем наблюдать. Другое дело, что, несмотря на все проблемы этих экономик, я не вижу основания для того, чтобы какая-то из них пошла по столь неблагоприятному пути.

Арно: У нас же выборы скоро. Мы же можем надеяться на отсрочку до марта 2012, даже если кризис мог бы быть с нами, он будет сдерживаться, наверное, потому что кризиса как правило, перед выборами не бывает?

Надоршин: Вы думаете, итальянское правительство пойдет нам навстречу и специально ради нас отложит какое-то неблагоприятное действие?

Фишман: Подразумевается, видимо, хорошие отношения, в которых находятся Владимир Путин и Сильвио Берлускони.

Надоршин: Вы знаете, я не уверен, много ли зависит сейчас от итальянского премьера. То есть, насколько много от него зависит и зависит ли от него это, если честно.

Состояние экономики сегодня главная тема дня и в Германии. Чтобы стабилизировать финансы европейский Центробанк будет скупать гособлигации стран-должников Италии и Испании. Основной груз ляжет на крупнейшие экономики Европы – Германию и Францию.

В Берлине даже в правящей коалиции нет единства в вопросе спасения евро. Обсуждаем эту с Вячеславом Юриным, журналистом Deutsche Welle.

Арно: Вячеслав, что сегодня происходит на немецкой бирже?

Юрин: На немецкой бирже продолжилась тенденция, наметившаяся еще на позапрошлой неделе: ведущий немецкий биржевой индекс DAX в минусе девятый день подряд. Тридцать компаний, объединенных в этом индексе, за несколько дней подешевели в общей сложности более чем на 100 миллиардов евро. И я думаю, что эта гигантская сумма дает понять, что происходит сейчас на бирже. В общей сложности за 10 дней потери были очень большие, больше они были только после банкротства Lehman Brothers, инвесторы явно избавляются от акций, ищут тихие гавани. Сейчас с этой ролью, как им кажется, неплохо справляется золото и швейцарский франк. Правда, франк уже так укрепился, что сами швейцарцы теперь недовольны. Вот такая ситуация на немецкой бирже.

Фишман: А каковы перспективы все-таки тяжелого развития ситуации в Италии и Испании, как их оценивают в Берлине?

Юрин: В Берлине очень надеются на самом деле, что, особенно Италия, сама справится со своими проблемами. Немецкие политики не очень настроены помогать Риму, хотя канцлер ФРГ Ангела Меркель, она как раз сегодня вернулась из отпуска из Южного Тироля, это немецкоязычный регион на севере Италии, но одно дело, это она потратила там свои личные деньги, другое – это деньги немецких налогоплательщиков, а их в Берлине решили после помощи Греции экономить. Райнер Брюдерле, это очень влиятельный немецкий политик, он бывший министр экономики ФРГ, до недавнего времени был министром и сейчас он возглавляет фракцию «Свободных демократов» в германском Бундестаге. «Свободные демократы» - это правящая партия в Германии. Так вот, Брюдерле очень недвусмысленно заявил, что спасение утопающих - это дело рук самих утопающих. Дескать, Италия очень большая страна с довольно сильной экономикой, это не Греция, нечего ее с Грецией сравнивать, она сама со всеми своими проблемами справится. И правительство ФРГ, по крайней мере, пока, будет выступать против увеличения Европейского фонда финансовой стабильности. Но если в конечном итоге, не сейчас, а через несколько недель, если речь будет идти о стабильности евро, я уверен, что немецкие власти быстренько изменят свою позицию и помогут Италии. Правда, конечно в обмен на то, что итальянцы не только пообещают, но и реально начнут затягивать потуже пояса. Что касается Испании, то Германия тоже очень внимательно наблюдает за ситуацией в Испании. Канцлер Ангела Меркель даже из отпуска разговаривал с испанским премьером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Так что за ситуацией в Испании Германия тоже очень внимательно смотрит и, надо сказать, тоже волнуется.
Также по теме
    Другие выпуски