«Миром это назвать нельзя». Спикер парламента «Союза народных республик» Олег Царев о перемирии на востоке Украины

28/06/2014 - 21:38 (по МСК) Антон Желнов

Спикер парламента «Союза народных республик» (самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республик» — «Дождь») Олег Царев рассказал в эфире «Дождя», откуда у бойцов «республик» танки, как идут переговоры о полном прекращении огня и соблюдается ли режим перемирия сейчас.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Желнов: Весь день сегодня противоречивая информация о столкновении армии и противников Киева. Сейчас, на ваш взгляд, все-таки война или мир?

Царев: Миром это не назовешь, когда оккупационные войска находятся на территории Новороссии. Наверное, все-таки война, война с попытками установить перемирие, которое не получается. И они не будут иметь успеха до тех пор, пока на нашей территории будут находиться подразделения Национальной гвардии, специальные батальоны МВД и другие карательные отряды.

Желнов: Час назад мы беседовали с помощником министра внутренних дел Украины Антоном Геращенко, который сказал, что на территории Луганской и Донецкой областей танки с российскими паспортами, номерами, в одном из них был обнаружен даже огнемет «Шмель» с надписью «Из России с любовью». Как вы можете это прокомментировать? Насколько ополчение может провоцировать сейчас ситуацию?

Царев: Он шутник просто. Он, наверное, сам паспорта проверяет, остановил палочкой как ГАИшник, потребовал техпаспорт, проверил исправность огнемета, заметил надпись. Я на этих танках был, видел, откуда они выезжали, видел, как их ремонтированы. Они были получены ополчением с территории Донецкой области. Это старые танки, я не очень хорошо разбираюсь в танках, но те, которые я видел, это было шесть танков, это были танки, которые были получены из украинских войск.

Желнов: Если говорить о двух погибших, есть данные о трех погибших. В нашем эфире Геращенко подтвердил, не установив личности погибших, что их было двое за один сегодняшний день. Тогда от чего они погибли?

Царев: Я вам могу сказать точно, от чего погибла женщина под Лисичанском, куда депутаты нашего парламента сегодня повезли помощь семье. Погибла женщина, ее зовут Александра, фамилия Лещинская, у нее осталось трое детей, младшему 7 лет. Женщина, которая шла вместе с ней, это городок Приволье, шахта «Привольнянская», обстреливалась из слепого оружия, слепое оружие – это не автомат, когда целишься и видишь в кого, это стреляли из пушек. И вот снаряд упал рядом с двумя женщинами - одна насмерть, другой оторвало ноги. Наши депутаты сегодня посетили и одну и другую семью. Кроме этого, посетили семью ветерана Павличенко, ветеран Великой Отечественной войны выжил во время Великой Отечественной войны, а был убит артобстрелом в этом же населенном пункте.

Желнов: Это сегодня случилось или накануне?

Царев: Это случилось несколько дней назад в рамках перемирия. Уж поверьте, они находились на таком расстоянии от украинских войск, они находились в населенном пункте, и они погибли. Завтра поедут в Луганской области посещать семью 11-летнего мальчика, который погиб под таким же артобстрелом. Это все мирные жители, ни эти женщины, ни ветеран, ни 11-летний мальчик оружие взять в руки не мог, а их обстреливали во время перемирия, обстреливали снарядами. 

Желнов: Представители «ДНР» и «ЛНР» накануне заявляли, что поддерживают продолжение перемирия на юго-востоке Украины, но сегодня некоторые из них заявляют, что, по сути, это продолжение – фикция, и главная цель всего происходящего – это подготовка украинской армии к блицкригу. Вы разделяете это мнение?

Царев: Если под Лисичанском было до начала перемирия три танка, то сейчас их больше 10, точно так же увеличилось количество вооруженных сил. Все время подвозятся на юго-восток машинами артиллерийские снаряды, боеприпасы, поездами танки, пушки. Я думаю, что они подвозят не для того, чтобы тут хранить. Наверное, собираются стрелять.  И это очень плохо. Конечно же, мы поддерживаем перемирие, мы бы очень хотели, чтобы оно было реальным.

Желнов:  Как вы относитесь к переговорам в Донецке, в которых участвует Виктор Медведчук со стороны России, Киев и представители ОБСЕ и самопровозглашенных республик? Получается, никакого результата у этих переговоров нет, раз это перемирие постоянно нарушается?

Царев: Попытка договориться - это уже хорошо. Я хочу только отметить, что это не переговоры, это консультация, именно поэтому я в последних переговорах не участвовал. Когда будут переговоры, до тех пор, пока я был неофициальное лицо, я мог в них участвовать, сейчас я буду участвовать только тогда, когда это будут официальные переговоры. А в официальные переговоры мы вступим только в тот момент, когда Киев отведет Национальную гвардию и спецбатальоны МВД с территории «Донецкой и Луганской республик».

Желнов: Олег, что вам известно о миссии Виктора Медведчука, назначенного Путиным официальным переговорщиком? С кем он встречался со стороны «Донецкой народной республики», «Луганской народной республики»?

Царев: Виктора я знаю как порядочного, интеллигентного и честного человека, который хочет что-то поменять в этой ситуации. Я знаю очень много о нем, мы давно поддерживаем отношения хорошие, дружеские, но я ничего не знаю о том, что у него было какое-то специальное поручение от Владимира Путина. Мы с ним встречались, мы разговаривали.

Желнов: Как вы не знаете, если пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков на этой неделе говорил, что Виктор Медведчук по поручению президента будет участником переговоров с юго-восточными областями?

Царев: По поручению президента был Зурабов Михаил Юрьевич, посол России.

Желнов: Он был на инаугурации по поручению президента, но никак не как переговорщик, насколько я помню.

Царев: Нет, он участник переговоров вместе с ОБСЕ. Насколько я слышал и помню заявления Пескова, он приветствовал участие Медведчука, но не говорил о том, что у него есть поручения.

Желнов: Какая разница? Медведчук работает с Донецком и Луганском сегодня, и с кем он встречается?

Царев: Я уже вам сказал, что он работает. А разница в этом есть очень большая: или ты официальный представитель, или ты не представитель официальный. Поверьте, в таких вещах, когда происходит консультация по такому серьезному поводу, это имеет значение. Я так думаю, что вы, как информационно-аналитический канал, должны точно подавать телезрителю информацию.

Желнов: Сейчас в Киеве идет речь об изменении Конституции, документы уже внесены в Раду. Там, в частности, речь идет о децентрализации власти, и Порошенко в одном из интервью говорил, что это позволит найти компромисс между Киевом и востоком. Вы считаете, что это отчасти выполнение ваших требований? Или у вас другое мнение?

Царев: При Леониде Кучме, это президент при котором Медведчук был главой администрации президента, была такая схема, как сейчас предложено Порошенко, схема управления государства. Были представительства президента, которые обладали контрольными функциями. Но если вспомнить, когда он переписывал Конституцию, я очень хорошо помню этот момент, и сейчас, кстати, на Украине День украинской Конституции. Тогда тоже говорили, что мы переименовываем представительства в администрации и тоже поручаем исключительно контрольные функции.

Как оказалось, все функции в конце концов  были переведены на администрации, которые и руководили областями по поручению президента, фактически была полная вертикаль власти. Поэтому, с одной стороны, говорится о децентрализации, с другой стороны, я не вижу механизмов, каким образом это будет обеспечено. Что касается полномочий президента, то, с другой стороны, мы видим резко усилившееся влияние президента Украины по новой Конституции на контрольные и правоохранительные органы. Поверьте мне, этот рычаг еще более сильный, и выстраивать вертикаль можно будет гораздо проще.

Что касается русского языка, о чем там говорится, что будет официальный статус русского языка, то поверьте мне, это гораздо меньше, чем то, что действует сейчас закон Колесниченко - Кивалова, когда практически автоматически по всей территории Украины русский стал региональным. Но проводится такая политика общегосударственная антирусская, что это практически не защищает русский язык.

Сегодня проходил в Херсоне митинг «Нет войне». Так вот разбили кинооператору камеру, митинг пытались разгонять, разогнали бы, если бы не вступились горожане. Когда начали спрашивать «Почему?», - «Потому что плакаты написаны на вражеском русском языке». Вот такое было объяснение от мэра Херсона. Поэтому ни по децентрализации, ни по уменьшению полномочий президента, ни по усилению возможности говорить на русском языке эта Конституция Порошенко не предусматривает.

Я бы хотел обратить внимание на то, что та Конституция и тот геополитический проект, который предложен «Донецкой и Луганской народной республике», в Республике Новороссии, он гораздо более выгодный, он гораздо более правильный. Ведь очень долго на Майдане говорили о том, что хотят сделать Украину без олигархов, и при  этом сразу же поназначали олигархов руководителями областями. Очень много говорили о децентрализации и подали проект Конституции в верховный совет, который фактически ничего не делает в этом направлении.

Мы же написали ту Конституцию, которая реально отдает власть регионам, и вопросы языка и культуры решают регионы. И мы это уже делаем, мы приняли эту Конституцию, проголосовали несколько дней назад. Наши республики народные по сути, потому что мы планируем отделить бизнес, олигархов от политики.  

Также по теме
    Другие выпуски