Министр экономики Украины: несмотря на противостояние с Симферополем, дотации Крыму продолжают перечисляться

09/03/2014 - 19:33 (по МСК) Павел Лобков

Министр экономического развития и торговли Павел Шеремета рассказал ДОЖДЮ, как кризис в Крыму влияет на бюджет.

Лобков: Сегодня, обосновывая необходимость Крыма, вице-премьер Крыма Ольга Ковитиди сказала, что Киев заключил с МВФ кабальное соглашение предоставления кредитов, которое подразумевает полностью передать газотранспортную систему в распоряжение компании «Шеврон», а металлургические комбинаты Запорожья компании «Рур» и ее подразделениям. Как бы вы могли прокомментировать? Действительно ли условия для кредита МВФ настолько жесткие?

Шеремета: Я впервые об этом слышу. Обсуждался вопрос, чтобы провести обычным образом будет сложно, учитывая просто финансовую блокаду Крыма. Мы найдем путь это сделать.

Лобков: Сейчас премьер Яценюк говорил о том, что, возможно, повысятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги, налог на добавленную стоимость, есть еще другие жертвы, на которые Украина вынуждена будет пойти, непопулярные меры. На какие меры Украине сейчас придется пойти, чтобы сэкономить, предотвратить тотальный дефицит бюджета?

Шеремета: Экономика Украины требует два пакета. Первые – сбалансировать государственный бюджет, который полностью разбалансирован после экономической политики. С другой стороны, мы готовим другой пакет, который направлен на довольно радикальную дерегуляцию бизнеса, на защиту прав собственности, усиление судебных инстанций, чтобы они могли принимать независимые решения, а не продиктованные властью. Есть две необходимости: нужно балансировать бюджет и уменьшать государственные расходы, но с другой стороны, те меры, которые будут приняты, чтобы дерегулировать бизнес, приведут к быстрому оживлению экономики.

Лобков: Вы не сказали, что это будет для населения страны. Будет ли эффект «шоковой терапии», нуждается ли сейчас бюджет, чтобы экстренно поднимать тарифы на газ, так как, похоже, Россия поднимет? Ожидаете ли в связи с этим рост недовольства среди людей, в том числе и вашим правительством?

Шеремета: 22 года Украина делала шок без терапии очень часто. Если у нас будут наконец-то какие-то терапевтические методы, это будет хорошая новость для страны. Понятно, что кое-какие вещи будут болезненны, понятно, учитывая, что, скорее всего, скидки на газ не будет, нужно будет поднимать цену на газ. Если народ Украины заплатил за свободу такую цену, уже за газ, я думаю, он согласится заплатить столько, сколько нужно.

Лобков: Сейчас обсуждается вопрос, выгодно ли России, если Крым к ней присоединится. Можете ли вы сказать объективно, Крым – это дотационный регион? Россиянам действительно придется скидываться, чтобы поднимать его с колен? Или Крым – регион, который обеспечивал доходы украинского бюджета?

Шеремета: Факт в том, что Крым – это в целом дотационный регион. Наверное, одна из причин – то, что тот потенциал, который в Крыму есть, недоиспользовался. В этом году, когда люди уже близки к принятию решения, куда ехать отдыхать летом, танки на улице и все напряжение бьет в первую очередь по крымской экономике. Учитывая тот факт, что мы с семьей в прошлом году дважды отдыхали в Крыму, потенциал там огромный. Я думаю, было бы намного лучше, если бы мы все вместе сели и подумали, как улучшить этот потенциал, как сделать так, чтобы получать там значительно больше.

Лобков: Сколько стоит Крым Украине? Можно сравнить его с другими дотационными областями?

Шеремета: Крым бесценный для Украины. Это территория Украины, и здесь вопрос не о том, стоит ли… Они теряют сейчас сезон, возможность получать отличные доходы, которые на протяжении нескольких лет увеличивались. В этом году может быть довольно сильный провал. Очень жаль, потому что многие люди даже не получат того отдыха, я не говорю о том, что Крым не получит доходов. Люди не получат вдохновения и отдыха, которые Крым дает своим туристам. Мы говорим, давайте сделаем первый шаг, сядем за стол переговоров.

Лобков: В последнее время много говорят об экономических войнах между Крымом и Украиной, в преддверии референдума обсуждаются новости о том, что Крым будет строить железную дорогу в обход Украины через Керчь, что Украина в ответ на отсоединение Крыма может перекрыть северокрымский днепровский канал, который снабжает Крым питьевой водой. Крым принял решение о переводе всей государственной собственности Украины, которая находится на его территории, в собственность республики. Будете ли вы, допустим, перекрывать воду или электричество для Крыма, если он объявит о своей независимости и присоединении к России?

Шеремета: Я пока не хочу обсуждать эскалационные меры, потому что дух, с которым мы подходим, это то что нам нужно сделать деэскалацию ситуации. Но если ситуация будет дальше идти в сторону эскалации, правительство Украины будет вынуждено принимать адекватные меры. Это не то, что мы хотим. Мы за то, чтобы провести деэскалацию, вернуться за стол переговоров и подумать, как нам спасти все еще спасти сезон лета 2014 года.

Лобков: На этот момент деньги в Крым перечисляются из украинского бюджета, или вы трансферы приостановили?

Шеремета: Они перечисляются. Там проблема с финансовой системой в Крыму, но те обязательства, которые имеет Украина, она исполняет полностью.

Лобков: Вы вели какие-нибудь переговоры со своими крымскими коллегами, объясняя им выгоды того, чтобы они остались на Украине? Или вас не хотят слушать? Вообще какие-нибудь консультации ведутся?

Шеремета: Разговоры, конечно, ведутся, и мы делаем видеообращения, разговариваем со своими друзьями, объясняя нашу позицию. Вокруг нас идут разговоры, часть из которых просто инсинуации. Это нормально, когда появляются новые игроки на политическом поле. Сейчас наша задача была объяснить, кто мы, что мы. Язык и культура – это вообще не проблема, мы за развитие вообще всех культур, которые есть в Украине. Мы за демократию и свободу в стране и за свободный открытый бизнес.

Лобков: Не получилось у Кучмы, не получилось у Кравчука, не получилось даже у Ющенко, не получилось поднять Крым ни у кого из правительства Украины, несмотря на то что это жемчужина Украины, и бытовые условия там и инфраструктуры примитивны. В чем проблема, и почему вы думаете, что у вас получится?

Шеремета: Мы думаем, что у нас получится, потому что у нас совсем другая философия и отношение к бизнесу. Если раньше в целом бизнес рассматривался как враг, если регистрация компании, предприятия рассматривалась как разрешительная система, мы сейчас делаем пакет законов, которые направлены на значительную дерегуляцию бизнеса, защиту собственности, усиление судебной власти, независимость этой власти от исполнительной власти – то есть все, что нужно, чтобы инвесторы, предприятия, компании могли спокойно открываться, работать в Крыму, не бояться рейдерства, не бояться других нежелательных вещей, которые могут исходить от государства.

Лобков: Не секрет, что Крым в течение последних 15-20 лет был вотчиной для серых группировок, которые сосредоточили в своих руках собственность при помощи неэкономических методов, бандитскими способами. И мы знаем, что многие из этих группировок сейчас близки к новому правительству. Не оставляете ли вы надежду на то, что вам экономическими методами удастся привлечь инвесторов в Крым, несмотря на репутацию очень многих чиновников нынешнего крымского правительства и Верховного Совета?

Шеремета: Я не знаю, о каких серых группировках, близких к правительству, вы говорите. Именно в целом против серых группировок, которые контролировали страну, и начались протесты, которые выразились в частности в центре города в Киеве, чтобы страной не управляли серые группировки, а люди, законно избранные на выборах, которые мы можем провести в 2014 году.

© Фото: Киевская школа экономики

Также по теме
    Другие выпуски