Минченко об отставках: институт полпредов надо ликвидировать

06/09/2011 - 18:50 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Дмитрий Медведев произвел серьезные перестановки в стане полпредов.

Уволил Илью Клебанова, своего представителя в Северо-Западном округе. На его место пришел другой полпред, уральский, - Николай Винниченко. А пустующее кресло полпреда в Центральном округе займет Олег Говорун - глава управления внутренней политики администрации президента, близкий к Владиславу Суркову. 

Это место освободилось после того, как предыдущий полпред Георгий Полтавченко стал губернатором Петербурга. В прессе в числе наиболее вероятных претендентов на пост полпреда называли губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и депутата Госдумы, единоросса Михаила Бабича. 

Обсуждаем перестановки в полпредствах с политологом Евгением Минченко.

Писпанен: Очень интересует, за что поплатился Клебанов?

Минченко: Знаете, Илья Иосифович такой непотопляемый человек.

Писпанен: Удивляет. В отличие от лодки «Курск», расследованием трагедии которой занимался.

Минченко: Думаю, его пристроят, не обидят. Не волнуйтесь за него.

Писпанен: Думаете? Точно? Я просто очень волнуюсь.

Минченко: Нет. Ну написали – «в связи с переходом на другую работу». Пристроят, не беспокойтесь.

Писпанен: Где-то в Совете федерации.

Минченко: Например, ну мало ли у нас синекур в стране.

Казнин: А почему вообще, на ваш взгляд, произошли такие перестановки. Ведь могли ограничиться просто-напросто назначением полпреда в Центральном округе.

Минченко: Вообще, два самых проблемных округа для «Единой России» и для обоих наших лидеров – это как раз Центральный федеральный и Северо-западный округи. И там, и там не очень хорошие рейтинги, и в этом смысле переход в ручное политическое управление, с одной стороны, Винниченко, который входит в число доверенных людей Медведева, с другой стороны, Говоруна, который длительное время был правой рукой Владислава Суркова в вопросах внутренней региональной политики, я думаю, что это вполне логично.

Казнин: Что может измениться с их приходом?

Минченко: Вы знаете, у нас, честно говоря, не так уж принципиально все меняется в связи с приходом новых полпредов.

Писпанен: Это просто подарок им, нежели чем надежда, что они поправят ситуацию?

Минченко: Нет. Я думаю, что там ситуация такая. Полтавченко – это был такой мэтр, он сидел там с момента, как у нас полпредов ввели, знал всех этих губернаторов, он консервативный, ничего не трогает, добрый дедушка. Говорун – жесткий, демократичный, технологичный, то есть он там всех построит, особенно сначала у него губернаторы будут бегать гораздо шустрее, чем это было у Полтавченко. Что касается Винниченко, не могу сказать, что он обладает какими-то большими талантами политического менеджера, может и обладает, просто они еще не раскрылись, но Винниченко зато – сокурсник, доверенное лицо Дмитрия Медведева. В этом смысле, по большому счету, кто выигрывает от этих новых назначений, выигрывает Медведев, потому что Винниченко – его человек, а Куйвашев – человек Винниченко, он пришел на Урал. И очевидно, выигрывает Сурков, который своего человека ставит на один из ключевых округов в стране.

Писпанен: То есть, если все-таки подразумевать, что есть некие разногласия в тандеме, то можно говорить, что это некая победа президента Медведева.

Минченко: Я бы не сказал, потому что после того, как чисто путинский человек Полтавченко пришел на Санкт-Петербург и путинский человек Собянин пришел на Москву, в этом смысле это, скорее, какое-то равновесие в тандеме, но не победа.

Писпанен: Вот на этом этапе.

Минченко: На этом этапе – да. Я думаю, что это еще один вклад в политику неопределенности, которую так любят наши дуумвиры.

Казнин: А не устарели полпреды до сих пор?

Минченко: Мое глубокое убеждение, конечно, что надо давно ликвидировать этот институт, потому что свои задачи они выполнили – губернаторов построили, региональное законодательство привели в соответствие с федеральным. Что им еще делать-то? Можно было бы и попрощаться. Но судя по тому, что сейчас ставят на эти посты таких достаточно тяжеловесных людей, я думаю, что какое-то время…

Писпанен: Их еще чем-то наделят?

Минченко: Понимаете, не человек красит место, а место – человека. На самом деле, в последний год был ренессанс влиятельности полпредов, когда на эти посты начали приходить бывшие губернаторы – Ишаев, Хлопонин, Толоконский. То есть это люди, которые сами губернаторами поработали, и они знают, где у любого губернатора мягкое место, за которое его можно взять. Потому что пришел, например, человек, который работал в ФСБ всю свою жизнь, он пришел, он не очень понимает губернаторскую работу, а эти все четко знают, говорят: «А ну-ка покажи мне вот эти документы, мил человек. А мы тебя именно вот этого лишим, что для тебя особенно чувствительно». И в этом смысле мы видим, что и Ишаев достаточно быстро начал наводить порядок на Дальнем Востоке, и Хлопонин на Кавказе.

Казнин: Фигура Говоруна в данном случае интерес представляет большой для всех. Он непубличная фигура. Можно говорить о том, что это старт его публичной карьеры?

Минченко: Олег Маркович всегда очень не любил публичность, он это всегда любил подчеркивать: «Я общаюсь с ограниченным кругом людей».

Писпанен: Это какой-то тренд. У нас ведь Собянин непубличный, Полтавченко, про которого практически никто ничего не может сказать, кроме того, что он очень верующий.

Минченко: Про Говоруна что могу сказать? Жесткий, человек, который не пытается выставить какие-то компромиссы: «Ребята, делаем так, делаем так». Очень технологичный, спортсмен.

Писпанен: А каким спортом занимается – известно?

Минченко: Теннисист.

Казнин: Старая школа.

Минченко: Так что я думаю, что в этом смысле в Центральном федеральном округе, где немного болотистая атмосфера была, думаю, он там сейчас взбодрит.

Писпанен: Прелестно. Все мы с замиранием ждем официальных стартов, которые должны начаться – сначала парламентской, затем президентской – кампании. И вот, конечно, такие перестановки в институте, который очень много лет вызвал вопросы.

Минченко: И продолжает вызывать.

Писпанен: Тем не менее, если вы говорите, что это такие монстры, которые приходят на такие посты, которые раньше не играли особой роли, конечно, значит, нас ждет какая-нибудь зажигательная кампания.

Минченко: Маленький нюанс: на самом деле интересно, кто теперь будет начальником управления внутренней политики в администрации президента. Мне кажется, это ключевой момент в этих перестановках.

Казнин: Можно предположить, кто это может быть?

Минченко: Понятия не имею. Это особенно и интересно. Гипотетически, кто-то из его замов может пойти вверх. Но я не исключаю, что будет человек со стороны.

Писпанен: То есть это правая рука Суркова?

Минченко: Да.

Также по теме
    Другие выпуски