Минэкономразвития: нет пострадавших – нет дела о мошенничестве

20/09/2012 - 13:54 (по МСК) Ольга Шакина

Минэкономразвития предлагает заводить дела о мошенничестве только в том случае, если находится конкретный потерпевший, который сам или через своих представителей пишет заявление. Сейчас обвинить кого-то в мошенничестве может прокуратура.

Предложение состоит в следующем: если преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то дела могут открываться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Таким образом, Минэкономразвития решило выделить уголовный состав из корпоративных споров, пишут «Ведомости».

Сейчас ситуация обстоит несколько иным образом. Для того, чтобы открыть дело, достаточно лишь факта преступления. К примеру, когда выявляется недополучение таможенных платежей, когда обнаруживается какое-либо несходство в документах, поданных в контролирующие органы, например, в налоговую.

Кондратенко: Речь идет здесь о следующем: дело в том, что правоохранительные органы и расследования по подобным делам, они применяются недобросовестными, ну и добросовестными тоже, возможно, хозяйствующими субъектами как метод и способ разрешения хозяйственных споров. То есть, если есть спор между, допустим, какими-то ООО, ЗАО по поводу чего-то, то один субъект права вместо того, чтобы разбираться в Арбитражном суде том же, по поводу хозяйственного спора, он через каких-то своих знакомых, личных людей в органах правоохранительных, возбуждает уголовное дело по факту о мошенничестве. И сами понимаете, что не каждый предприниматель, не каждый руководитель хозяйствующего субъекта хочет разбираться путем своего уголовного преследования.

А нынешние поправки, говорят юристы, разумны и были очень необходимы. Они способны снизить количество необоснованных претензий к бизнесменам, так как они за последнее время просто зашкаливали. К примеру, за мошенничество в прошлом году осуждено более 25 тысяч человек. Поправки, которых так все ожидали, наконец, исключат возможность решения хозяйственных споров при помощи уголовного преследования.

Смирнов: Старая проблема. Действительно, ситуация получается парадоксальная, когда нет потерпевшего, нет заявления, тем не менее, правоохранительные органы возбуждают дело, начинают кого-то принуждать к ответственности. Но в случаях с имущественными преступлениям - мошенничество, присвоение или растрата - это странно. На самом деле, ну это инструмент просто влияния на корпоративные виды спора при помощи уголовных дел. Так и происходит, к сожалению. Поэтому я считаю, что очень правильные инициативы, и их давно нужно было закрепить. То есть, есть потерпевший, есть его заявление - тогда уголовное дело должно возбуждаться и расследоваться.

Такой указ еще в мае сразу после своей инаугурации подписал президент Владимир Путин.

Сейчас предложения Минэкономразвития находятся на согласовании у ведомств. Кстати говоря, порядок возбуждения уголовных дел изменится не только по статье «мошенничество», но и по иным пунктам: «присвоение или растрата», «причинение имущественного ущерба путем обмана», «умышленное уничтожение имущества» и «незаконное получение кредита».

Кстати, хорошая новость для тех, кого обвинили без конкретного заявителя. В уголовном законе дело имеет обратную силу и может быть пересмотрено. 
Также по теме
    Другие выпуски