Михаил Крутихин: вероятно, Европа выступила главным лоббистом погашения украинского долга, боится замерзнуть зимой

04/10/2014 - 15:17 (по МСК) Антон Желнов

Украина начала погашать долг за газ. Как рассказал украинский премьер Арсения Яценюк в эфире Первого национального украинского канала, Киев уже перевел свыше полутора миллиардов долларов. По словам Яценюка, произошло это еще в четверг.

«Они надеялись, что мы не отдадим долги по газу. Долг 1 миллиард 670 миллионов — мы позавчера все до копейки заплатили», — утверждает Яценюк. Подтверждения от «Газпрома» пока не было, но пресс‑секретарь газовой монополии Сергей Куприянов обещал дать комментарий в течение сегодняшнего дня. Деньги на оплату части долга Украина, по словам Яценюка, получила от международных кредиторов. Напомню, 26 сентября стало известно, что Украина обязалась перевести «Газпрому» в счет погашения долга 2 миллиарда долларов не позднее конца октября, еще 1,1 миллиарда — до конца года. Остаток долга Украины за газ перед Россией будет выплачен после решения Стокгольмского арбитражного суда, если оно будет вынесено в пользу Москвы. По данным «Газпрома», ссылаясь на июльский пресс‑релиз, общий долг Украины перед Россией за поставленный природный газ – $5,296 млрд.

С нами на связи по скайпу был главный редактор сетевого еженедельника The Russian Energy Михаил Крутихин.

Желнов: Почему, по вашим сведениям, до сих пор нет подтверждения от «Газпрома», учитывая, что Яценюк накануне об этом говорил в эфире программы Савика Шустера?

Крутихин: Я предполагаю, что здесь работают разногласия, которые мы слышим из Киева. Во-первых, Яценюк сказал, что это было погашение долга, а министр энергетики Украины, господин Продан, сказал, что это предоплата в счет зимних поставок газа. Чтобы разобраться с этой путаницей, вероятно, потребовалось некое время.

Желнов: А вы к версии Юрия Продана склоняетесь или к версии премьера?

Крутихин: Я думаю, что надо склоняться к версии премьера, поскольку прежде чем вносить предоплату, надо погасить предыдущий долг.

Желнов: Эти деньги перечисленные, если ссылаться на Яценюка, еще остаток, который Украина должна перевести. Какая еще сумма будет оставаться от общего долго – 2,5 миллиарда примерно?

Крутихин: А здесь опять налицо путаница. Во-первых, российская сторона говорит, что долг примерно составляет 5 с лишним, почти 5,5 миллиардов долларов. Но если посмотреть в контракт, там можно заметить, что общий долг больше 20 миллиардов долларов, поскольку Украина отбирала меньше газа, чем нужно, а контракт предусматривает, что необходимо в любом случае оплачивать не меньше, чем за 40 миллиардов кубометров в год. Украина этого не делала, поэтому долги накапливались. И тут разногласия между контрактом, между тем, что Россия требует вернуть за уже поставленный газ физические объемы, поэтому точную цифру вам, пожалуй, никто сейчас не скажет.

Желнов: А когда могут начаться поставки российского газа? И как повлияли или повлияют на это трехсторонние переговоры, которые были в сентябре в Европе с представителями европейскими, Гюнтером Эттингером, насколько я понимаю, от России были министр энергетики и наш министр Александр Новак? Когда поставки и как эти переговоры повлияли на ситуацию вообще?

Крутихин: Поставки можно начать немедленно после того, как Украина погасит свой долг за газ и внесет предоплату за следующий период. По крайней мере, такова официальная позиция России. А переговоры должны были повялить очень сильно, поскольку европейцы, судя по всему, не только нажимали на украинских переговорщиков, но еще и Европа снабдила Украину большим кредитом, из которого и платятся эти миллиарды  долларов. Посмотрим, что из этого получится.

Желнов: Я правильно понимаю из ваших слов, что главным лоббистом того, чтобы поставки начались, долг был погашен, предоплата в последующем была внесена, является Евросоюз?

Крутихин: Так получается, поскольку Европа очень боится замерзнуть в эту зиму. Ведь если «Газпром» не возобновит поставки газа для нужд Украины, Украина будет пользоваться тем газом, который накоплен у нее в подземных газохранилищах. И это будет означать, что «Газпром» не сможет этими запасами подземными воспользоваться, чтобы удовлетворить спрос в Европе в пиковый период зимних месяцев. Это значит, что Европа может замерзнуть.

Желнов: Украина подписала с норвежской компанией Statoil контракт на поставки газа. Этот контракт может как-то повлиять на газовые взаимоотношения между Москвой и Киевом?

Крутихин: Да, я думаю, несомненно, поскольку это не единственный контракт. Там есть контракты и с германскими фирмами. Если в годовом пересчете, норвежцы обещали дать 5 миллиардов кубометров в год, получается 12-15 миллионов кубометров в сутки. Поскольку это норвежский газ, то никаких претензий к Украине и к другим поставщикам по поводу какого-то мифического реэкспорта или реверса уже не возникает.

Другие выпуски