«Мертвые души» для Путина: как запускалась волна сообщений в поддержку президента с аккаунтов умерших людей

18/12/2017 - 17:04 (по МСК) Григорий Алексанян

С Путиным до последнего. И даже после смерти. В аккаунтах умерших людей в социальной сети «ВКонтакте» появились сообщения в поддержку российского президента. Со страниц этих пользователей постили фотографии Путина и его цитаты с хэштегом #Путинкрут. В день пресс-конференции президента подобные записи появлялись в популярных региональных пабликах, причем на картинках значился слоган «Молодой гвардии». Там, впрочем, от флешмоба открестились, а социальная сеть заявила, что аккаунты взломали. Ольга Гладышева разбиралась в этой истории. 

Цитаты Владимира Путина с ежегодной пресс-конференции, которая состоялась 14 декабря, оформились в картинки в социальных сетях. Их авторами стали участники движения «Молодая Гвардия» Единой России — в их группе сейчас 64 тысячи подписчиков. Под хэштегом #Путинкрут комплиментарные посты с президентом появлялись не только в этой группе, но и других пабликах — «Подслушано. Акбулак», «Типичный Джалиль», «Типичные морки» и подобных страницах.

Картинки с цитатами президента были призваны обратить внимание россиян на пресс-конференцию Путина, однако вскоре выяснилось, что постили их не реальные люди, а боты:  многие из аккаунтов принадлежали уже давно умершим людям, заметило издание Znak.com.

Анна Рогачева, пресс-секретарь «Молодой Гвардии», рассказала: «Картинки мы создавали, но мы думаем, что это какая-то провокация, потому что картинки есть в открытом доступе. Сейчас, если говорить о технической составляющей, любой желающий может эту картинку взять, разносить от какого угодно аккаунта. Хэштег постят разные люди, пользователи. Просто это крутой хэштег, мы действительно считаем, что Путин крут, поэтому мы его ставим». 

В тот же день во «ВКонтакте», где история уже обросла народным фольклором о «мертвых душах», сообщила, что аккаунты, которые размещали публикации с хэштегом, были взломаны, а позже заблокированы социальной сетью. Денис Терехов, чье агентство SNMG отвечало за сообщения из социальных сетей, которые появлялись на экране во время прямой линии с Владимиром Путиным, называет подобные рекламные кампании «SMM-технологиями каменного века»: «Это, безусловно, ненормальная практика. Я даже не хочу использовать такую фразу, что это неэтичные технологии, но это просто вещи, которые можно не просто как административное, но иногда и уголовное преступление рассматривать. Безусловно, недобросовестные агентства, СММ-щики это используют, здесь, в общем, не надо валять дурака, это такое общее место, но я скажу вам серьезно, что за последние несколько лет я не помню ни одной серьезной компании, в которой это использовали всерьез, поэтому что это раскалывается на раз. Это еще лет пять назад можно было кого-то обмануть, сейчас все это вскрывается моментально».

Есть несколько вариантов, как это могло произойти технически: использовались либо ворованные аккаунты, либо «прокаченные» — то есть уже имеющиеся в продающихся базах, объясняет Терехов. В любом случае цена такого креатива не превышает сотен тысяч рублей, тем более, что размещались сообщения в группах с 10-20 тысячами подписчиков.

Денис Терехов, генеральный директор агентства SNMG, отмечает: «Если у вас есть не сто друзей, а сто френдов, у каждого из которых в свою очередь есть сто френдов, то это аудитория сопоставима с точки зрения массовой коммуникации с группой, у которой миллион подписчиков. Математика очень простая: в группе в миллион подписчиков у вас всего 1% активности, поэтому, как ни парадоксально, чем группа меньше, тем активности выше. Поэтому иногда для массовой коммуникации действительно удобнее использовать не очень популярные паблики, особенно, когда у тебя нет денег договариваться с пабликами MDK, например. Поэтому здесь речь идет скорее не о выборе площадок, а о том, что просто так не делают, потому что бессмысленно. Мертвые пользователи никого не читают».

Фото: vk/Молодая Гвардия 

Другие выпуски