МЧС спасает верфи на родине Ангелы Меркель, купленные Виталием Юсуфовым

24/12/2012 - 18:36 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Когда-то Путин пообещал спасти судостроительные верфи в Восточной Германии – на родине Ангелы Меркель. Было это в кризис, в 2010, компания была на грани банкротства. Обещание выполнил, фирму купил российский бизнесмен Виталий Юсуфов.

Тот самый, который один месяц владел «Банком Москвы» и, перепродав его от одних владельцев другим, заработал миллиард долларов.

Теперь спасенные Юсуфовым верфи получили и госзаказ. На шесть миллиардов рублей там построят суда для российского МЧС. Как в Германии отреагировали на новость о том, что российские власти спасают верфь, находившуюся на грани банкротства? Об этом спросили обозревателя медиакомпании ДВ Вячеслава Юрина из Бона.

Юрин: Я бы не стал утверждать, что заказ двух судов окончательно спас верфь и ей теперь ничего не угрожает, но в любом случае, конечно, для компании, которая в течение последних лет перманентно находилась на грани закрытия, это колоссальная новость. Это первый государственный заказ из России, надо сказать.

Надо, наверное, немножко рассказать предысторию. Nordic Yards – это две верфи в Восточной Германии в Висмаре и Варнемюнде (это территория бывшего ГДР, откуда происходит Ангела Меркель). Раньше эти верфи назывались верфи Wadan, ими владел, кстати, другой российский бизнесмен – Андрей Бурлаков, и при нем верфи фактически разорились. Бурлакова даже арестовывали, потом по какой-то причине отпустили и в прошлом году он был застрелен в Москве.

Надо сказать, что в Висмаре эти верфи очень важны для города, они играют фактически градообразующую роль, поэтому власти не дали им закрыться. На базе этих верфей была создана компания-преемница, вот ее купил как раз Виталий Юсуфов три года назад за 40 млн евро.

Юсуфову удалось сохранить значительную часть рабочих мест. Вопрос действительно об этой сделке обсуждался тогда в кризис на самом высоком уровне, на уровне Путина и Меркель. В Германии очень надеялись, что Юсуфов поможет обеспечить Nordic Yards газпромовскими заказами. Дело в том, что и сам Юсуфов работал в компании Nord Stream, которая занималась строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Кроме того, в момент покупки отец Юсуфова входил в состав Совета директоров «Газпрома». Но, к сожалению, этих заказов верфи так и не дождались. Они также не получили, хотя несколько раз участвовали в других государственных тендерах, потом была попытка получить заказ от «Норильского никеля» - тоже ничего не получилось.

Вот сейчас впервые за три года удалось получить государственный заказ. Я думаю, что этот контракт выгоден для России. Выгоден потому, что компания Nordic Yards настолько заинтересована сегодня в заказах, что, думаю, даже готова браться за них просто по себестоимости, чтобы просто загрузить мощности, чтобы прорекламироваться себя. В том числе, именно по этой причине, наверное, Nordic Yards согласилась произвести суда по более низкой цене, чем ОСК. И, конечно, поскольку у верфи нет сейчас других крупных заказов, я думаю, что у нее есть возможность быстро выполнить этот заказ.

Если компания будет развиваться, как мне кажется, это во всех случаях, во всех смыслах очень положительный и удачный пример, потому что, наверное, он опровергнет слухи том, что российский бизнес не пускают в Германию, ну и станет подтверждением того, что такое предприятие все-таки может быть успешным. Поскольку сейчас рождественские праздники в Германии, то немецкие политики федерального уровня, они еще на эту сделку не отреагировали, но я думаю, что они тоже с большим воодушевлением ее прокомментируют.
Другие выпуски