Мария Алехина не верит в освобождение: детей им не жалко, Дума одобрила жестокий закон

16/01/2013 - 17:51 (по МСК) Никита Белоголовцев

Прокурор не поддерживает ходатайство защиты Марии Алехиной об отсрочке наказания. Об этом ДОЖДЮ по прямой связи из Березников рассказала директор Русской службы «Радио Свобода» Маша Гессен.

Суд в Березниках в Пермском крае в эти минуты рассматривает ходатайство одной из участниц панк‑группы Pussy Riot. Ходатайство было подано защитой Алехиной потому, что у нее маленький ребенок.

По мнению прокуратуры, наличие у Алехиной ребенка уже было признано смягчающим обстоятельством при вынесении приговора. С прокуратурой согласен и представитель колонии, где Алехина отбывает срок: «Алехина стремится к лидерству, общительна, учится на швею. Ходатайство об отсрочке не поддерживаю».

Ожидается, что решение суда будет объявлено после 18:00 по московскому времени. Мария Алехина и Надежда Толоконникова получили по два года колонии, еще одна участница панк‑группы Екатерина Самуцевич 10 октября 2012 года получила условный срок и была освобождена из‑под стражи в зале суда. 

Маша Гессен, директор Русской службы «Радио Свобода»: Я в Березниках в здании суда, но не в зале, потому что суд, как это у нас принято, минут 20 назад удалился совещаться. Судья удалилась совещаться сама с собой и обещала вынести решение через 1,5-2 часа. До этого заседание суда длилось около 3,5 часов. Надо сказать, что роли распределились довольно предсказуемо. То есть прокурор и представитель администрации колонии, оба высказались поддержку против ходатайства, а прокурор вообще попытался показать Алехину, как явно асоциальный элемент, напирая на то, что она водила маленького ребенка на демонстрации, на протесты, хотя она говорит, что она участвовала только в подготовке к протестам. В своей заключительной речи он сказал, что ребенок даже не вписан у нее в паспорт, и вообще она сама иждивенец, ребенок живет за счет ее родителей, потому что Мария Алехина учится.

В то же время Алехина сказала очень короткую и очень емкую заключительную речь, в которой она сказала, что, конечно, она не ждет положительного решения суда, она шла на безнадежное дело, и поскольку Госдума принимает и президент подписывает законы против детей, то ждать от какого-то суда в Березниках (сейчас я не цитирую), что он примет решение в пользу ребенка было бы странно. С другой стороны, сказала она и этим закончила, у суда есть возможность выпустить ее из тюрьмы и показать таким образом, что у нас честный и независимый суд, потому что, сказала она, «я положительный человек и от этого никуда не деться».

Белоголовцев: Маша, скажите, пожалуйста, а как относятся к происходящему местные жители? Говорят ли они об этом суде, понимают ли они, почему так много людей? В вашем Twitter, например, прочитал, что прокурор шепотом говорит, что впервые видит такое количество телекамер. Как маленький провинциальный город реагирует на то, что он стал, пожалуй, одной из главных новостей сегодня?

Маша Гессен, директор Русской службы «Радио Свобода»: Говорят, что этот зал суда в гражданской коллегии отремонтировали специально для этого заседания и специально построили в нем стеклянный аквариум для Алехиной. Ну и, судя по внешнему виду стен и аквариума, это действительно так. Приставы, которые пускали журналистов в здание, запускали долго и мучительно, некоторые журналисты ждали по несколько часов на 20-градусмном морозе, тоже сказали, что никогда не видели такой толпы. Тем не менее все сотрудники суда ведут себя предельно корректно. И в общем даже судья, надо сказать, при том, что, действительно, мне кажется, что решение суда по ходатайству будет отрицательным, судья ведет себя тоже очень корректно и внимательно выслушивает все ходатайства и, в общем, практически все ходатайства удовлетворила.

Белоголовцев: У меня создалось впечатление по фотографиям Алехиной, которые успели сделать, понятно, по трансляции об этом довольно сложно судить, но мне показалось, что Алехина в бодром, если можно так говорить, и даже немного оптимистичном настроении. Насколько вы согласны с таким ощущением?

Маша Гессен, директор Русской службы «Радио Свобода»: Она выглядит на удивление хорошо. Она звучит, действительно, очень бодро, она много улыбается. Я, честно говоря, ожидала гораздо худшего. И когда она выступает и описывает условия своего содержания, этот диссонанс становится еще более заметным. Она описывает то, что она живет,  что называется в «безопасных условиях». На самом деле, она фактически живет в одиночной камере и спит она очень мало. Подъем у них в половине шестого утра и часто она не может заснуть из-за тревоги и бессонницы до двух часов ночи. Единственный признак того, что она действительно живет со стрессом и со страшной усталостью только в том, что ее речь по сравнению с той речью, которая была летом, когда она выступала в Хамовническом суде, слегка сбивчива. Но, в общем, она совсем не похожа на человека, который содержится в чудовищных условиях и держится очень достойно.
Другие выпуски