Мачете стало главным предвыборным оружием. Во время голосования в Кении погибли 17 человек

04/03/2013 - 18:22 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Массовой резней обернулись всеобщие выборы в Кении. Жертвами ночных столкновений, которые вспыхнули перед самым началом голосований, уже стали 12 человек. В ход, чаще всего идёт, мачете, которое с некоторых пор даже называют предвыборным оружием африканских стран. За обстановкой в Кении следит наш коллега Родион Мариничев.

Мариничев: Ночь перед выборами для многих кенийцев обернулась настоящим кошмаром. Первыми его почувствовали жители портового города Момбасы, второго по величине в Кении. Именно оттуда поступили первые сообщения о неких группах людей, вооружённых мачете. Передвигаясь по тёмным улицам трущобных районов, они нападали на каждого встречного. Так погибли первые четыре сотрудника полиции, которые попытались противостоять бандитам. Сколько людей было ранено, точно не известно до сих пор. Удар мачете можно было получить в любой момент. По последним данным, сегодня жертвами мачете в Кении уже стали 17 человек.

Акида Рамадан, пострадавший: Я проснулся и решил выйти во двор в туалет. Не успел, понимаете ли, приступить к процессу, как появилась группа мужчин, вооруженных мачете. Они спросили меня, кто я такой. Когда я назвал свое имя, они начали меня бить, а потом полоснули мачете. Они так и сказали: им дали деньги для того, чтобы сорвать выборы и теперь они ходят по стране в поисках тех, кто может в них участвовать.

Из них половина – полицейские. В правоохранительных органах подозревают, что носители холодного оружия – члены Республиканского Совета Момбасы. Это сепаратистская группировка, которая пытается любыми способами сорвать всеобщие выборы. В стране хорошо помнят: так уже было 5,5 лет назад, в 2007, когда голосования проходили на фоне межплеменного кровопролития. Сегодняшние выборы – первые после принятия новой конституции. Кенийцы выбирают и президента, и парламент. За главный пост борются 8 кандидатов, но реальных фаворитов двое: 68-летний премьер министр Раила Одинга и 51-летний вице премьер Ухуру Кениата, которого Международный уголовный суд обвиняет в преступлениях против человечности. Все участники с самого утра призывали народ сложить холодное оружие.

Уильям Руто, участник выборов: Я хочу ясно дать понять: мы долго готовились к этим выборам и рассчитываем на то, что народ Кении сегодня сделает свой выбор. Мы призываем своих сторонников и противников сделать все ради сохранения мира и спокойствия как во время голосования, так и после.

Но резня с мачете продолжилась и во второй половине дня. И это несмотря на усиленные патрули: безопасность нынешних выборов охраняют 100 тысяч полицейских. По местным законам, избирательные участки работают лишь до 17:00 вечера, то есть, официально закрылись несколько минут назад. Именно этим и объясняются длинные очереди, которые выстроились ещё засветло. Правда, тем, кто их уже занял, как правило, дают проголосовать и после формального завершения работы участков. Главное, чтобы обошлось без применения мачете. Но, похоже, этот инструмент крепко укоренился в африканской политике.

Том Малити, инспектор международного уголовного суда: Нам сложно сказать, каковы сейчас масштабы этого насилия. Мы получили сообщения о случаях в прибрежной зоне. Нападение на полицейских – это, конечно, очень тревожная тенденция. Это прямая угроза безопасности страны. Но проблема в том, что мы не знаем, насколько хорошо организованы эти банды. Нам пока даже неизвестно, кто именно за ними стоит.

Во многие странах Африки инструмент мачете, который изначально использовался в сельском хозяйстве, с некоторых пор стал предвыборным. Так, например, было накануне всеобщих выборов в Нигерии в 2007. Там даже отслеживали статистику: продажи резко возрастали за несколько дней до начала голосований и падали после их окончания. Мачете активно покупали бандиты, спонсируемые противоборствующими политиками. Во время последних волнений в Мали конфликтующие племена начинали именно с мачете, а уже потом переходили на огнестрельное оружие. От мачете в Африке нередко страдают и дипломаты. Так, например, было с нашим послом в Кении Валерием Егошкиным 7 лет назад. Он был ранен во время ограбления.

Другие выпуски