Лужков об уходе главного архитектора Москвы Кузьмина: Он получал много неприятностей от Лужкова

12/07/2012 - 23:00 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин ушел в отставку, со слов Кузьмина, добровольную и связанную с желанием заняться здоровьем. Написав заявление, Кузьмин поблагодарил за работу мэра Собянина.

Однако главный период работы архитектора пришелся на эпоху Лужкова: это и кардинально  изменившийся облик Москвы, и строительство МКАД, третьего транспортного кольца, а также  приход в город качественно новых архитекторов, не похожих на «лужковский стиль». О том, что объединяло Лужкова и Кузьмина знает наш коллега Антон Желнов.

Желнов: Экс-мэр Москвы узнал об отставке Кузьмина от нашего телеканала. Лужков сообщил, что не знает истинных причин его ухода, но их 16-летнюю работу назвал хорошей и эффективной, а самого Кузьмина – «талантливым пространственником». С уходом Кузьмина уходит эпоха, сказал бывший мэр.

Лужков: Нам было легко решать вопросы формирования таких структур, сейчас все говорят о транспорте, скажем, Третье кольцо. Третье кольцо было проведено по тем живым местам, которые, конечно, нужно было отработать самым тщательным образом, чтобы не нарушать условия жизни, комфорт жизни. Кузьмину это удалось. Удалось ему и очень многое другое в его деятельности. В любом случае, Александр Викторович Кузьмин был очень и очень полезным, эффективным, талантливым главным архитектором города. А история его работы, его вклад - это эпоха.

По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, нельзя ставить знак равенства между Кузьминым и Лужковым, несмотря на их долгую совместную работу. В 2000 г. Кузьмин предлагал свою концепцию генплана города, которая в течение десятилетия изменилась до неузнаваемости. Кроме того, у главного архитектора и его начальника было много стилистических разногласий.

Ревзин: У него была идея привести в Москву, в общем, всем, скажем так, частным архитекторам, или архитекторам-неомодернистам дать работу. И он просто, ну, вот там Остоженка, или там, не знаю, работы Юрия Григоряна, или Асадова, или Бокова - это, в общем, все это связано с именем Кузьмина, потому что в чем-то это было довольно сложно. Потому что Юрий Михайлович эту архитектуру ненавидел, а Кузьмин ее все-таки продвигал каким-то образом.

В интервью ДОЖДЮ Лужков подтвердил, что, действительно, часто расходился в оценках с Кузьминым по ряду проектов. Из-за них, проектов, у Кузьмина было много неприятностей.

Лужков: Моменты очень и очень сложные. Он получал серьезные неприятности от мэра Москвы, я имею в виду от Лужкова, за целый ряд таких вещей, которые не нравились сначала в проектах, на бумаге, а потом и москвичам не нравились. Например, вот это, извините, дурацкое здание здесь у нас на Мичуринке рядом с «Мосфильмом» - это что-то жуткое! - «Времена города» на Кутузовском около яблоневого сада. Я считаю, что в архитектурном плане это решение из ряда вон выходящее. Много было сделано стекла в центре города. Например, на Тверской «Макдональдс» неуместен. На Садовом кольце Цветной бульвар, угол здания, тоже такая стекляшка, которая никак не вязалась с архитектурой исторических зданий Цветного бульвара. Он получал выговора даже.

По оценке координатора Архнадзора Натальи Самовер, через руки Кузьмина проходили все градостроительные проекты лужковских времен, так как градостроительный комплекс был для Лужкова ведущим. Кто придет на замену Кузьмину, пока не сообщается. По предположениям Ревзина, это будет не москвич, а один из казанских специалистов, близких нынешнему главе московского стройкомплекса Марату Хуснуллину.  В конце разговора Юрий Лужков добавил, что позвонит сегодня Кузьмину, если найдет его номер телефона.

Лужков: Если я найду, я позвоню ему и скажу слова признательности. Безусловно, слова признательности за его тяжкий, очень и очень творческий, очень и очень рутинный, невыносимо сложный труд.

Другие выпуски