«Идет большая чистка»: почему Улюкаев публично обвинил Сечина в провокации взятки

Объясняет политолог Андрей Колесников
16/08/2017 - 13:50 (по МСК) Евгения Воскобойникова

В Замоскворецком суде 16 августа началось первое заседание по существу по делу бывшего министра Алексея Улюкаева, однако из-за отсутствия свидетелей его перенесли на 1 сентября. Экс-чиновник уже сделал несколько громких заявлений. В частности, он напрямую обвинил главу «Роснефти» Игоря Сечина в провоцировании взятки. Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников рассказал, о чем говорят столь откровенные заявления Улюкаева и почему он решил выступить так открыто.

По мнению Андрея Колесникова, нападение — лучшая защита: «Его версия выглядит чрезвычайно убедительно в том смысле, что в открытой печати были сообщения о том, что больше года Улюкаев находился в разработке ФСБ, что ФСБ следила за Дворковичем, Белоусовым (помощником президента по экономическим вопросам), помощницей Шувалова. В общем за теми людьми, которых нельзя назвать симпатизантами "Роснефти" и той модели ведения государственного бизнеса, которую "Роснефть" исповедует. Что такое ФСБ — мы все прекрасно знаем. Что такое провокация ФСБ — это вся история России, это одна большая провокация, КГБ, ФСБ и МГБ НКВД. Поэтому версия Улюкаева вполне имеет право на существование, не говоря уже о том, что даже если признать тот факт, что он давал взятку, с той стороны, с противоположной, имела место провокация взятки, это статья 304 Уголовного кодекса — тоже преступление. Взятка — это процесс интимный, в нем как в любви, в танце, всегда два человека как минимум присутствуют, поэтому тут нужно смотреть очень конкретные обстоятельства произошедшего. Я понимаю, что могли быть пикантные записи того, как кто-то что-то говорит. Делались они на Гоа или не делались — большой вопрос. В общем, это все выглядит довольно дико, либо как личная месть Сечина, либо как имитация борьбы с коррупцией, либо как война, объявленная силовиками либералам. В любом случае — то, что произошло, когда вокруг решения правительство по серьезной сделке происходит вот такое — это характеризует российскую политическую систему как глубоко коррумпированную, находящуюся в абсолютно разрушенном состоянии», — считает эксперт.

«Этот процесс частично напоминает процесс сталинского времени ... [...] ... То, сколько сейчас людей арестованы из тех же самых элит, которые поддерживают этот режим, говорит о том, что идет большая чистка. Улюкаеву нечего терять, на самом деле. Он слишком мало сейчас сказал в ходе самого процесса, чтобы судить о том, до какой степени он вообще в принципе признает факт взятки. Если он говорит о том, что была провокация взятки, но он ее давал — это одна история. Если была провокация взятки в том смысле, что он в общем не хотел брать эти деньги, а ему чемодан как бы навязали — это в чистом видео статья 304 — провокация взятки против воли того человека, который берет эти самые деньги, во что-то там упакованные. Я думаю, что он идет ровно по этому пути. Суд разбирается, он у нас, как известно, независимый, пусть судья поработает», — рассказал Андрей Колесников.

Сам Алексей Улюкаев утверждает, что дача взятки была «спланирована ФСБ». Следствие считает, что перед заключением экс-министр экономического развития получил взятку в размере $2 миллионов, которую он вымогал у компании в обмен на положительное заключение Минэкономразвития на сделку по продаже «Башнефти». Улюкаев отрицает свою вину, обвинения в свой адрес называет «абсурдом». После того, как Улюкаева задержали, президент России Владимир Путин уволил его с поста министра экономического развития России. 

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Другие выпуски