«Лодку раскачивает Путин». Лев Шлосберг о том, как власть закрывает единственный мирный путь к переменам

05/02/2021 - 17:14 (по МСК) Антон Желнов

В Кремле осуждают нелегитимные акции протеста, их отсутствие должно быть нормой. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя решение сторонников Навального приостановить митинги. Накануне соратник Алексея Навального Леонид Волков объявил, что сторонники политика не планируют проводить митинги в ближайшие выходные. Он объяснил это тем, что акции некому организовывать в регионах, так многих сторонников Навального отправили под аресты из-за предыдущих митингов. Обсудили стратегию протестов со Львом Шлосбергом, депутатом Псковского отделения от партии «Яблоко».

Лев Маркович, добрый день! Рады вас видеть. Правда, давно из-за пандемии в студии Дождя не оказывались люди, с которыми можно поговорить вживую.

Лев Маркович, вы «Эху» сказали о том, что большие надежды, о чем сейчас и Михаил Комин сказал, возлагаются оппозицией на выборы в Думу в сентябре 2021 года. Откуда такая надежда? Ведь мы много раз переживали выборы в Госдуму, и никак ситуация кардинальным образом в парламенте не менялись, никаких по-настоящему сильных политиков или партий, которые могли бы влиять на что-то, там так и не появилось. Откуда сейчас уверенность, что появятся?

Вопрос не в надеждах оппозиции, вопрос в надеждах общества. Сейчас миллионы людей в нашей стране, миллионы избирателей, людей, находящихся в активном возрасте, ― это от 20 до 50 лет, ― не представлены в Государственной Думе ни одним депутатом, и это очень существенная внутренняя нестабильность в нашей стране.

Мои надежды и надежды общества, на мой взгляд, связаны с тем, что число людей, не согласных с Путиным, потому что речь идет о Путине, нет никакой «Единой России», хватит упоминать эту эфемерную организацию, это просто бюрократия.

Мы и не упоминаем.

Мы не упоминаем. Главное, что этих людей становится больше, а представительства у них нет, и вот эта диспропорция говорит о том, что люди будут искать своих представителей. Действительно, в течение уже семнадцати лет ни одна демократическая политическая партия не смогла при поддержке избирателей пройти в Государственную Думу. Это во многом связано и с тем, что Путин долго удовлетворял значительную часть ожиданий общества на некую стабильность и благополучие, потом удовлетворял ожидания общества, связанные с безопасностью. А сейчас он перестает отвечать ожиданиям людей самого разного возраста.

Вопрос ответственности политиков, оппозиционных политиков, скажем точнее, оппозиционных демократических политиков, заключается в том, чтобы не потерять связей с той живой частью общества, а где-то установить эти связи с людьми, впервые пришедшими в политику и не только вышедшими на улицу, но и сочувствующими тем, кто вышел на улицу. Вот это взаимодействие, это общение сейчас может создать ту волну общественной поддержки, симпатии, солидарности, которая может привести к изменению политической карты нашей страны на выборах в Государственную Думу в сентябре 2021 года.

Лев Маркович, у власти, как и Reuters об этом пишет, и Bloomberg до этого писал, да, эти акции в поддержку Навального вызывают обеспокоенность. Как мы видим сейчас, этот белорусский сценарий оказался для них, видимо, эффективным. Плюс есть ресурс, и экономический, и силовой и так далее.

Как вам кажется, действительно ли ситуация успокаивается для Кремля и Навальный не станет фактором, который как-то повлияет существенно на сентябрьские выборы в Госдуму? Я имею в виду прежде всего «Умное голосование».

Политическую лодку в России раскачивает Владимир Путин. Действия властей являются главным дестабилизирующим фактором политической обстановки в России. Вопрос уже не только в Навальном, людей били по головам, затаскивали в автозаки, по восемь часов держали до полицейского участка не только из-за Навального. Это было действие лично против каждого этого человека, а миллионы людей видели это в социальных сетях. Происходит резкая политизация общества.

У нас не белорусский сценарий, белорусский сценарий ― это когда общество выигрывает выборы, выборы воруют и после этого общество протестует, а мы только подходим к выборам, и поэтому прямые параллели проводить не нужно. Я считаю, что общество усилилось после протестов января этого года, усилилось, потому что многие люди увидели зверское лицо власти. Если 23 января во многих городах все прошло мирно даже с участием силовиков, то 31 января картина изменилась очень сильно. Те люди, которые через это прошли лично, кто это видел, чьи близкие, друзья, родные оказались в этой ситуации, не проголосуют за Путина и «Единую Россию» никогда.

Вопрос, как организовать эту энергию общества, объяснить людям, что альтернатива по-прежнему очень жестокая: либо выборы, либо вилы. Любой политик, который сейчас будет подталкивать ситуацию к вилам, безответственный, и главным таким безответственным политиком является Путин. Они действительно считают, что у них хватит штыков. Они не задумываются над тем, что внутри этих штыков тоже есть брожения в скафандрах. И совершенно очевидно, что на абсолютно беспредельные действия, скажу прямо, на массовые расстрелы не пойдут, просто не пойдут, потому что есть некий барьер, в том числе барьер крови.

Я уверен совершенно, что российское общество стало быстрее взрослеть. Вообще события, связанные с Навальным, действия Путина, действия силовиков сделали самое опасное, что может происходить со страной, теряющей стабильность: они ускорили ход истории. А когда история ускоряется, она оставляет меньше всего успешных действий властям, так устроено, они ничего не могут с этим сделать.

Мы эту историю, изменяющуюся или изменившуюся…

Меняющуюся. В текущем времени.

Меняющуюся, хорошо. Когда она будет меняться по-настоящему?

Она меняется сейчас, но мы не знаем, к какой точке перемен общество дойдет к сентябрю этого года. Я исхожу из того, что за оставшиеся до выборов полгода власть не сделает ничего умного. Я вижу, как сейчас ведет кампанию власть, она просто подкармливает людей в буквальном виде, то есть по Псковской области ездят представители партии власти, раздают продуктовые наборы ветеранам. В чистом виде. И есть очень много бедных людей, бедность выросла, но невозможно 20% бедных людей в стране обеспечить продуктовыми наборами от партии власти.

Кроме того, появилось то, чего не было с начала девяностых годов, даже с конца восьмидесятых. Спустя тридцать лет в Россию возвращается запрос на свободу. Главным лозунгом всех шествий и 23-го, и 31-го был лозунг, состоящий из одного слова: «Свободу!». То есть голосование в сентябре 2021 года будет в меньшей степени социальным и даже в меньшей степени экономическим, оно начинает становиться политическим. Это и есть ветер истории.

Политикам, оппозиционным политикам необходимо выходить на эти выборы с пониманием, что появился запрос на политику. Это касается в том числе и партии «Яблоко», в которой я состою.

Да, а кого, помимо партии «Яблоко», где вы состоите, вы еще видите такими лидерами оппозиции? Партии или будущие депутаты, будущие кандидаты, которые могут туда пойти. Конкретно если говорить.

Я уверен в том, что время политиков-одиночек прошло, оно не вернется в Россию. Теоретически можно предположить, что кто-то из неопределившихся политиков сможет преодолеть барьер одномандатного округа Государственной Думы. Это такой допуск, к которому я бы не относился как к системе. Может произойти случай. Для того чтобы на выборы вышла команда и чтобы в масштабах страны это было командное голосование, речь идет о том, чтобы это была команда политической партии с понятным посланием к обществу и надеждой на поддержку широкого общества.

Ну не «Новые люди» же это всерьез.

Я надеюсь, что вы эти слова произнесли совсем не всерьез.

Я не всерьез. А кто?

Сейчас такой партией является только «Яблоко», больше никто. Так сложилась политическая система в России.

Это, как сказали бы, вы топите за себя. А я имею в виду, помимо «Яблока», кто еще?

Нет никого. Я топлю за общество. Я могу абсолютно ответственно сказать, что и в маленькой Псковской области, где я депутат областного собрания, и в России в целом до 2021 года в дееспособном состоянии дошла одна политическая партия ― это «Яблоко». И это наша ответственность ― услышать российское общество, в том числе так сильно изменившееся в январе, объединить этих людей, объяснить им на равных, с уважением, не так, как власти говорят, высокомерно, уча людей жизни, по большому счету, с презрением, а с уважением и на равных объясняя: «Друзья, у нас есть с вами общий шанс». Ведь, по большому счету, выборы становятся… Этого не было еще четыре года назад, пять лет назад, выборы становятся правозащитными. Участвуя в выборах, люди защищают себя от дубинок.

То есть политика сегодня равна, как в советское время, оппозиционная политика равна правозащите, правильно я понимаю?

Политика равна правозащите и политика равна политической декларации. Если вы хотите защитить себя, у вас должны быть представители в парламенте. Вот сейчас появилась улица, она появилась спустя много лет, искренняя улица, настоящая, подлинная, абсолютно честная. Если рядом с этим крылом, уличным, общественным крылом не появится крыло парламентское, когда улица будет представлена депутатами в Госдуме, будет очень тяжело, могут просто сломать всех.

Рядом с людьми, выходящими на улицу, должны стоять их представители в российском парламенте. Изменится информационное поле, изменится политическая картина, должны быть в парламенте люди, которые представляют тех, кто недоволен Путиным. Сегодня все четыре парламентские партии, об этом нужно говорить прямо, все без исключения, ― это партии Путина. Их цвет не имеет никакого значения, они все за Путина, это показало голосование по Конституции. Для того чтобы изменить парламент, чтобы сделать его соответствующим общественному мнению, нужно, чтобы там были представители, не поддерживающие Путина непосредственно и его систему.

Хорошо, и вы считаете, если в новом думском созыве оказывается «Яблоко», то одна партия способна изменить и повлиять на что-то всерьез?

Позиция одной партии ― это позиция общества, которое ее поддерживает, то есть это качественный вопрос, а вопрос количественный ― с каким счетом закончится этот матч в сентябре, потому что задача принципиальная заключается в том, чтобы лишить партию власти, нынешнюю партию власти, главную из четырех партий власти, «Единую Россию», конституционного большинства, чтобы у этой политической организации не было возможности насиловать Конституцию. И если произойдет это, то весы закачаются совсем не так, как это планируют организаторы политического процесса в Кремле. История работает на этот сценарий, просто все происходит быстро, и у нас тоже мало времени.

 

Также по теме
    Другие выпуски