Лев Лурье о споре Эрмитажа и Пушкинского: это будет не переселение народов, но переселение картин
Напомним, Музей нового западного искусства существовал до 1948 года, его основой стали две частные коллекции видных промышленников начала XX века Ивана Морозова и Сергея Щукина. Картины Маттиса, Пикассо, Сезанна, Дега, Гогена национализировали в 1920-е годы. Но после Второй мировой войны Иосиф Сталин и тогдашний куратор искусства Климент Ворошилов резко пересмотрели взгляды на просвещение советских рабочих. Музей расформировали, чтобы не разлагать трудящихся. Уникальное, крупнейшее в мире собрание «распилили» между Эрмитажем и Пушкинским.
Несколько десятилетий шедевры лежали в хранилищах, но с 1970-х почти вся коллекция обрела свое место: часть – на третьем этаже Эрмитажа, часть – в залах Пушкинского. По идее Ирины Антоновой, раз купцы Щукин и Морозов жили в Москве, то и их собрание тоже должно быть в Москве. Она предложила восстановить тот, закрытый Сталиным, музей. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил резко против такого переселения картин. А за честь Эрмитажа вступились все видные петербуржцы и даже болельщики «Зенита». Одним из инициатором сбора подписей против инициативы Антоновой стал историк и искусствовед Лев Лурье.
Теперь наиболее вероятный вариант – это виртуальный музей нового искусства, создать его предложил сегодня Михаил Пиотровский. Технологии для этого есть, осталось только получить согласие директора Пушкинского Ирины Антоновой – и все желающие смогут посмотреть единую коллекцию Щукина и Морозова в интернете.