Русский авангард вернули на родину: Михаил Швыдкой, племянники историка и другие о выставке архива Николая Харджиева

18/10/2017 - 15:30 (по МСК) Денис Катаев

В Москве уникальное событие: впервые показывают скандальный архив Николая Харджиева. Фактически это уникальная коллекция русского авангарда: произведений и документов той прекрасной эпохи, которые в 90‑е вывезли из России, а сейчас частично вернули.

Выставка «Архив Харджиева» в фонде IN ARTIBUS событие государственного значения. Ну а с искусствоведческой точки зрения — бесценное. Советский писатель историк, архивист и коллекционер Николай Харджиев сумел собрать уникальное наследие русского авангарда картины, рисунки, дневники, фотографии главных героев того времени. А это, в первую очередь, Василий Кандинский, а также многие другие мастера авангарда — автографы Алексея Кручёных, Михаила Ларионовым, Эля Лисицкого, Владимира Маяковского, Владимира Татлина, Павла Филонова, Даниила Хармса и Велимира Хлебникова.

У Харджиева было много друзей: он располагал к себе, был по-хорошему всеядным, вот ему и удалось. Собрать такое в Советском союзе — уже достижение. Но уберечь не удалось в 90-е: за архивом Харджиева потянулся криминальный шлейф. История очень запутанная, специалисты в ней разбираются до сих пор.

Он попал под влияние различных людей, решил эмигрировать, разработал тайную и частично контрабандную систему вывоза искусства. Поэтому в 93-м часть собрания все-таки вывезли в Голландию, другую задержали на таможне в аэропорту. Вещи фактически растерялись, дальше пошли по рукам и аукционам в России и в мире.

Часть архива оказалась сегодня на руках у наших коллекционеров, например, Петра Авена и Манашеровых. После, уже в 2000-х, государство активно занялось возвращением архива на родину. Родственники и потомки Харджиева были против этого, пришлось вести длительные и мучительные переговоры.

Сам Харджиев умер в 96 м в Амстердаме, до этого вышел из состава фонда. В мае 2011-го проблему наконец решили на дипломатическом уровне. В Амстердаме в филиале Эрмитажа на Амстеле подписали соглашения о совместной деятельности российского госархива литературы и искусства и нидерландского Фонда «Культурный Центр Харджиев Чага», в конце ноября того же года коллекцию доставили в Москву. Но представить воссоединенный архив стало возможно только сейчас, поскольку по распоряжению Харджиева в 90-е годы оставшаяся в России часть архива была закрыта для исследователей на 25 лет.

Одну из важных ролей в этом вопросе сыграл Михаил Швыдкой. Харджиев сам писал ему письма с просьбой передать все принадлежащие ему материалы «на вечное хранение в лучшее московское хранилище».

Коллекцию Харджиева оценивают в миллионы долларов. Вообще это и есть наше национальное достояние — по значимости ее можно сравнить с не менее скандальной библиотекой Шнеерсона, например. Фактически это восстановление исторической справедливости — архив вернулся на родину, и даже наши коллекционеры подключились.

Другие выпуски