Лазерные указки. Ответный удар

Здесь и сейчас
29 июля 2011
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Ни аресты, ни многотысячные штрафы не помогают в борьбе с лазерными террористами. Ни дня не проходит, чтобы в российских аэропортах хулиганы не пытались ослепить пилотов зеленым лучом. Сегодня очередной инцидент произошел в Шереметьево: во время того, как лайнер заходил на посадку, пилотов ослепил луч, направленный со стороны Звенигорода. Поймать владельца лазера не удалось.

За последний месяц таких случаев зафиксировали уже полсотни. Больше всего лазерных террористов живет в Москве и Ростове-на-Дону. Полиция с разных успехом ловит хулиганов, ученые разрабатывают методы защиты летчиков - придумали например, специальные очки. А депутаты Госдумы вовсю готовят законопроект, который вводил бы уголовную ответственность за такие атаки.

После того, как в Чечне ослепили самолет в аэропорту Грозного. Рамзан Кадыров запретил продавать любые лазерные указки на всей территории республики. И показательно отчитал 17-летнего юношу, который решил так развлечься. По Уфой полиция задержала и вовсе 11-летнего хулигана, который тоже едва не спровоцировал авиакатастрофу.

Сторонники жестких мер по борьбе с лазерным терроризмом чаще всего приводят в пример Соединенные штаты - там за попытку ослепить пилота можно сесть в тюрьму на 15 лет. Но даже несмотря на это в год там фиксируют без малого 3 тыс. случаев лазерного хулиганства.

Есть и те, кто считает лазерные указки безопасными. Например, Иван Ковш, президент Лазерной ассоциации, доктор физико-математических наук, профессор.

Арно: Можете ли вы сейчас со всей ответственностью в эфир нашего телеканала сказать, что эти проклятые указки безопасны?

Ковш: Вы знаете, лазерные указки вошли в широкое пользование где-то лет 10 назад, ими пользуются многие преподаватели в школах, вузах. В принципе, это совершенно безопасная вещь. А вот эта красная указка для классной комнаты, например, метров на 20-30 зеленая указка – для аудитории побольше, она поярче. Указки, сразу скажу, безопасны, потому что мощность этих указок выбирается, исходя из того, что даже при прямом попадании в глаз человек успевает моргнуть. Есть такой моргательный рефлекс – закрывает веком глаз и сужается зрачок, это занимает доли секунды, после этого человек зрение не теряет.

Арно: Почему тогда так это нервирует летчиков?

Ковш: Я думаю, что это еще и шум в прессе вызвал то, что многие хотят попробовать, что это такое. Указки – вещь массовая, и с тех пор, как они появились в руках, особенно у молодежи, они попытаются попасть этим лучом куда угодно – в лес, соседний дом, соседнее окно, это давняя игрушка. Попасть в самолет очень сложно. Если представить себе, что свет идет прямолинейно, попасть с земли на самолет, который находится на высоте хотя бы несколько сот метров, сложно, прямо скажем. Луч будет идти снизу. Представьте себе, что вы сидите в комнате на 20 этаже здания.

Арно: Они же попадают, летчики же жалуются.

Ковш: Попадают в бок. Летит самолет, у него сбоку светит луч, он скользит по окну. Ну загнуться и попасть в летчика, вообще говоря, маловероятно.

Казнин: А указка указкам рознь все-таки или нет? Есть более мощные, которые могут действительно повредить?

Ковш: Указки есть безопасные. Есть источники лазерных лучей гораздо более мощные, в тысячи раз более мощные. И то, что показывает наше телевидение, поджигая спичку, портя макет глаза, это лазеры мощностью в ватты. Эти лазеры мощностью в милливатты, тысячные ватты. А это ватты. Сегодня можно заказать и купить лазеры мощностью несколько ватт, десяток ватт зеленый луч. Но это не указка никакая, нормальное мощное оборудование. Скажем, в шоу-системах используется достаточно мощное. Там есть свои правила безопасности, куда можно светить, куда нельзя светить. К сожалению, был инцидент лет 4 или 5 назад, когда на рок-концерте в Тверской области один неумелый оператор поставил зеленый лазер мощностью 1 ватт на сцену.

Казнин: Пострадали люди.

Ковш: Человек 6 почувствовали ожоги глаз. Никто не пострадал серьезно, ничего не было. Но это неприятно – человек зажмуривается, потом на какие-то секунды теряет зрение, ослепляет. Это то же самое, если вы посмотрите на электросварку без очков. Получите то же ощущение.

Казнин: А зачем выпускают эти указки?

Ковш: Это очень удобная вещь. Когда вы работаете в аудитории, с доской, с плакатами, это очень удобная штука. Поэтому у нас совершенно массово используется.

Арно: Скажите, а вы результаты ваших исследований предъявляли авиационным начальникам, что, мол, не нужно беспокоиться.

Ковш: Беспокоиться нужно. Потому что если в руках у людей лазеры мощные, которые можно купить. У нас можно купить автоматы и гранатометы.

Арно: А где можно купить мощный лазер?

Ковш: В интернете можно заказать, их производят.

Арно: Мощный – это какой, который где применяется?

Ковш: Мощности – ватты. Но они применяются в мощных шоу-системах, например. Есть такое шоу – люди на облаках выписывают рекламные картинки. Так что сам по себе лазер не виноват, он тут ни при чем. Конечно, когда у человека появляется в руках такая игрушка, он пытается куда-то посветить.

Казнин: А если они нужны только преподавателям, учителям, почему их нельзя иметь в школах, университетах – там, где они нужны, и не продавать на каждом углу?

Ковш: Вы знаете, это просто хорошая игрушка маленькая. Вот брелочки небольшие – там вообще доля милливатт. Это просто игрушка, объясняющая часто школьнику младших классов, что такое луч света, как он себя ведет. Я знаю один запрет, который был давно сделан в Штатах. Там, когда появились красные указки, возникла такая мода - хоккеистам мешать играть. Болельщики, фаны, светили хоккеисту в лицо, на шлем – это, конечно, отвлекает его от шайбы. Вот эти указки запретили использовать во время хоккейных матчей. Это, конечно, хулиганство, безусловно. Это не ослепление, просто отвлечение от дела. Я думаю, что сейчас рассказ о том, что летчик якобы видит лучи и поэтому сбивается с курса – это провоцирует людей попробовать, что это такое.

Арно: Но в Америке они запрещены официально, а уж Америка точно против террористов сражается всю свою жизнь.

Ковш: Указки не запрещены в Америке. Сам бывал на конференциях многократно, и там они широко используются.

Казнин: Там очень строгое наказание за попытку ослепить пилота.

Ковш: Это правильно, конечно, так и должно быть, безусловно.

Арно: Стоит ли у нас вводить такое наказание?

Ковш: За попытку ослепить надо вводить, конечно. Но только сделать это сложно. У нас есть другие применения, гораздо более интересные. Скажем, можем существенно повысить безопасность приземления, ликвидировать все наши проблемы с тем, что у нас были под Смоленском с Качиньским, в Петрозаводске. Есть система лазерной посадки самолета, называется «Глиссада», придумана у нас в стране еще в 80-е годы. Очень удобная система. Как раз с начала полосы летчику навстречу появляются три луча лазера. Он, видя эти лучи, а он их видит, отслеживает по чисто симметричной картинке без всяких приборов, целясь просто, ведет самолет так, чтобы быть в центре картинки. Не нужно никаких дополнительных приборов, он выходит точно на полосу.

Казнин: Почему этого не происходит сейчас?

Ковш: Вопрос очень интересный. Сейчас в Самаре над аэропортом «Курумоч» проведены последние испытания. Точная, компактная, надежная система, хорошие лазеры, относительно маломощная. Пилоты, которые этим пользуются, говорят, что это прекрасная вещь. Почему-то это не обсуждается, не внедряется, хотя об этом знают все.

Казнин: Почему? У вас же, наверное, есть предположения?

Ковш: Я думаю, потому что нет прямой большой выгоды ни у кого персонально. Если самолет падает, платится компенсация, платят из бюджета, а не из чьего-то кармана. Если бы платили из кармана, может быть, карман задумался бы. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.