Как изменится политика Кубы после смерти Фиделя

И почему Вашингтон и Гавана так и не станут друзьями
26/11/2016 - 21:02 (по МСК) Алексей Александров

В возрасте 90 лет умер кубинский революционер Фидель Кастро. О его смерти стало известно 26 ноября. Кастро руководил Кубой на протяжении почти пятидесяти лет — с 1959 по 2008 год. Он был одним из самых противоречивых лидеров XX века, однако для России он всегда оставался  «дорогим другом». 

Мы спросили у политологов, что теперь изменится на самой Кубе, и как смерть Кастро скажется на отношениях Гаваны и Вашингтона.

Реформы на Кубе и изменения в ее отношениях с миром начались еще 10 лет назад, когда ее несменяемый с 1960 годов лидер Фидель Кастро стал отходить от дел. В 2006 году из-за ухудшения здоровья Кастро временно передал свои полномочия группе из семи человек во главе со своим братом Раулем Кастро. В 2008 года объявил о своем окончательном уходе со всех государственных постов, а в 2011 году передал Раулю полномочия первого секретаря ЦК Компартии Кубы.

Рауль Кастро начал небольшие либеральные реформы, хотя в стране осталась одна правящая партия. Сам Рауль Кастро уже сказал, что будет во главе Кубы только два срока — его второй срок закончится в 2018 году.

Несмотря на то, что о смерти Фиделя Кастро в субботу говорит весь мир, политологи не считают его смерть фактором, которая как-то изменит тренд в современной кубинской политике.

Виктор Хейфец, латиноамериканист, профессор СПбГУ:

Принципиальных изменений внутри Кубы я бы не ожидал. Фидель от власти отошел в 2008 году. Фактически, последние годы страной управлял, и фактически, и формально не он, а его брать Рауль. Рауль жив, поэтому каких-то серьезных потрясений прямо сейчас я бы не ожидал.

Алексей Макаркин, политолог, замдиректора Центра политических технологий:

Фидель Кастро был фигурой символической уже, он был скорее символ, скорее идеолог, практическим руководством он уже не занимался.  Режим будет потихонечку эррозировать, потихонечку размываться. Я думаю, что новое поколение, которое уже приходит, и которое, наверное, вскоре сменит и Рауля Кастро, во главе Кубы. Оно будет как-то пытаться осторожно проводить реформы. Поэтому все будет проходить, наверное, достаточно эволюционно. Элита не заинтересована в каких-то революциях, элита не заинтересована в том, чтобы приехали кубинские мигранты из Флориды и стали всем командовать. Элиты заинтересованы в том, чтобы командовать сами, но командовать сами уже в условиях реалий.

Отношения Кубы и США были тяжелыми с 1960 года — тогда Штаты разорвали с Кубой дипломатические отношения, ввели эмбарго на кубинские товары, две страны были на грани войны, в которую мог вмешаться и СССР на стороне Кубы Напряженность поддерживалась в том числе из-за советского вооружения, размещенного на Кубе.

Лишь совсем недавно — в декабре 2014 года США и Куба объявили о курсе на нормализацию отношений после почти 50 лет разрыва. Летом 2015 в Гаване и Вашингтоне снова заработали посольства двух стран. При Обаме, правда, так и не были сняты ограничения на торговлю и финансовые операции. Сейчас тренд на улучшение отношений между Кубой и США может смениться новым охлаждением, уверен латиноамериканист, профессор СПбГУ Виктор Хейфец. По его мнению, это происходит не из-за смерти Кастро-старшего, но из-за смены президента Соединенных Штатов.

Виктор Хейфец, латиноамериканист, профессор СПбГУ:

Трамп давал еще во время выборов понять, что он не собирается поддерживать курс на расширение отношений с правительством Фиделя. Поэтому я не думаю, что следует ожидать каких-то прорывов в кубино-американских отношениях, более того, возможно определенное отступление от некоторых достигнутых договоренностей. Вряд ли закроют посольство, но могут по крайней мере прекратить расширять контакты или усилить экономическое давление на Кубу. Трамп занимает позицию крайне радикальную.

Отношения же Кубы и России, напротив, с советских времен были очень теплыми. После охлаждения в в 1990 годы из-за отказа России от социалистической модели, при Путине отношения снова стали налаживаться. Прорыв случился в июле 2014 — через несколько месяцев после присоединения Крыма и введения санкций. Путин полетел в страны Латинской Америки и лично встретился с Фиделем, а еще раньше объявил о списании кубинского долга перед СССР в 35 миллиардов долларов. В 2016 году Минобороны России заявило о планах восстановить работу российской военной базы в Лурдесе. По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», это вряд ли произойдет.

Федор Лукьянов , главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

Особой функции Кубы в нашей политике я не вижу. Есть традиция, есть желание восстановить то, что было раньше, но пока это все ограничивается. Потому что Куба, несмотря на все реверансы, не приоритет для России, четких каких-то ясных задач нет.

Противоположного мнения придерживается Виктор Хейфец. По его словам, у России есть потенциал для улучшения отношений с Кубой.

 Виктор Хейфец, латиноамериканист, профессор СПбГУ:

Отношениям Москвы и Гаваны в ближайшее время ничего не грозит.  Мы сотрудничаем в области авиастроения с Кубой, мы сотрудничаем в области ремонта и обновления железнодорожного парка, и у России есть немалые виды на развитие кубинской зоны свободной торговли Мариэль. Россия там не ключевой игрок, но важный. Многое будет зависеть от того, каким уровнем наша страна будет представлена на похоронах. По крайней мере, логично было бы представить поездку и первого, и второго лиц государства, случай более, чем важный.

Фото: Reuters

Другие выпуски