Кто заказал Банк Москвы

Решение взять под контроль Банк Москвы было политическим, а выполнял это решение по заданию президента Медведева председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и близкий к верхам Игорь Юсуфов. Такое громкое заявление сделал бывший руководитель банка Андрей Бородин в интервью газете "Ведомости". Оно опубликовано в сегодняшнем номере.

Сейчас Бородин находится в Лондоне. В России он и другие топ менеджеры банка являются фигурантами уголовного дела по статье "мошенничество в особо крупном размере".

Следствие считает, что банкиры выделили ничем не обеспеченный кредит почти в 13 млрд рублей. Эти деньги впоследствии были переведены на личные счета жены Юрия Лужкова Елены Батуриной и использованы для погашения долгов фирмы "Интеко".

Из сказанного Андреем Бородиным видно, что сам он считает себя еще одним политическим беженцем. В Лондоне бывший банкир не занимается никакими проектами, и все время проводит с семьей. Когда он потерял контроль над банком, многие от него отвернулись – как от человека, который оказался в немилости у власти и государства", сказал он в интервью.

Согласно тексту интервью, Путин в истории с поглощением Банка роли не сыграл. Зато ее играл другой влиятельный человек – Дмитрий Медведев, действовавший через бывшего спецпредставителя по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова.

Юсуфов выкупил долю Бородина, а банк ВТБ – долю правительства Москва. Вот цитата из Юсуфова, которую приводит Бородин: "Я покупаю твой пакет Банка Москвы дешево, но выбора у тебя нет, потому что ты иначе потеряешь все, а еще через пару лет продадим этот пакет ВТБ, а прибыль поделим между мною, Медведевым и Костиным ( глава ВТБ)".

Самое интересное – это участие в сделке президента. По словам Бородина, Юсуфов в последнее время очень близок к Медведеву, а сам в частных разговорах выражался так: мы создаем для "молодого человека" "пенсионный фонд" или "будущую финансовую империю". Например, Юсуфов уже представляет интересы президента в "Уралкалии" и "Основе телеком", компании, владеющей лицензий на мобильной вещание в диапазоне 4G.

О доли Медведева в этих бизнесах не говорится, но Бородин делает уточнение: при посредничестве Юсуфова Медведев поручил ВТБ выдать кредит Сулейману Керимову на 5 млрд долларов на покупку "Уралкалия", за что Юсуфов получил опцион на 8-10% акций "Уралкалия".

Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова в комментарии "Ведомостям" сказала, что президент никогда не участвовал ни в каких коммерческих переговорах и не давал указаний по тем или иным коммерческим проектам. А ссылки на имеющиеся поручения от руководства страны, к сожалению, стали "хорошим тоном" в бизнес-среде. Сам Юсуфов также не усмотрел политики в деле о Банке Москвы, заявив, что действовал исключительно по личной инициативе. Напомню, Игорь Юсуфов является доверенным человеком предпринимателя Сулеймана Керимова, и самая яркая его, пока несостоявшаяся сделка, это попытка взять контроль над аэропортом Домодедово. Говорят, Юсуфов действовал в интересах Медведева и Керимова.

А вот что об Андрее Бородине и дела Банка Москвы думает бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Это фрагмент интервью, которое дал Лужков "Дождю" две недели назад.

Лужков: Во-первых, смена руководства и покупка этого банка было какой-то поспешной акцией – без выяснения, без контроля, без анализа того, что есть в банке, какие там у него есть проблемы, кредиты - обеспеченные, необеспеченные. На Западе восприняли эту акцию с продажей банка как очень негативную, как неквалифицированную и замешанную, мало сказать, на какой-то спешке, но и на неграмотности, с одной стороны, а с другой стороны, на определенной целесообразности, целенаправленности против бывшего руководства банка. Бородин и его команда работали всегда в пределах закона. Я ему всегда говорил: «Ты – молодой человек, тебе нужно честь и достоинство хранить на все свои годы жизни и деятельности, как банкира». Банкиру нельзя допустить даже каких-то, извините, проколов, которые сделают его в банковском мире фигурой неприемлемой, фигурой нон-грата, что ли. 

В новом интервью "Дождю" Лужков рассказал о том, как проходил его допрос по делу Банка Москвы. "Я не знаю, там речь шла не о Банке Москвы, там речь шла о правительстве (имеется в виду, участие мэрии в создании и управлении банком). Как сказал экс мэр, ему было задано около 10 вопросов, а материалы допроса заняли 7 8 листов. Напомню, по одной из версий, Банк Москвы был созданным московским правительством в 1995 году по личной инициативе Юрия Лужкова. Якобы мэр был близко знаком с отцом Андрея Бородина, и когда тот умирал, пообещал трудоустроить сына. Сам Юрий Михайлович заявил "Дождю", что эта версия – инсинуация и бред, а московское правительство следило только за тем, чтобы сохранять свой контрольный пакет в банке. 

Также по теме
    Другие выпуски