Кто заинтересован в смерти иранских ученых

11/01/2012 - 18:58 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Взрыв прогремел сегодня на севере Тегерана. В результате погиб один из руководителей центра обогащения урана. За последние два года уже пятеро иранских ученых стали жертвами покушений.

За всеми терактами, по версии Тегерана, стоят зарубежные спецслужбы.

Сегодняшнее убийство в иранской столице произошло по знакомому сценарию. Мустафа Ахмади‑Рошан находился за рулем своего автомобиля, собранного в Иране «Пежо-405». На одном из светофоров к его машине подъехал мотоциклист и незаметно прикрепил к водительской двери бомбу. Как говорят очевидцы, она держалась на магнитах.

Потом мотоциклист рванул вперед, а через несколько секунд взрывное устройство сработало. Причем, это, очевидно, было сложное устройство – оно специально сделано так, чтобы нанести максимальный ущерб только ближайшему человеку. В машине находились еще двое, вероятно охранники. Они получили ранения и один из них, по сведениям иранской прессы, скончался по дороге в больницу.

Но целью теракта наверняка был именно Мустафа Ахмади‑Рошан. Он химик, один из руководителей центра по обогащению урана в городе Натанз. Сам ученый занимался созданием полимерных материалов – с их помощью создают мембраны для изолирования отдельных газов.

В Натанзе он отвечал за закупку оборудования. Там стоят восемь центрифуг, и этот центр считается главным в Иране. Правда, около недели назад власти страны заявили, что центр расширят и переведут часть сотрудников в секретную лабораторию недалеко от города Кум.

Не прошло и часа с того момента, как Ахмади‑Рошан погиб, Тегеран обвинил в покушении Израиль. И это уже пятый такой эпизод. Два года назад 12 января 2010 года в Иране убили другого ученого. Его звали Массуд Али Мохаммади, он был профессором тегеранского университета. Мотоциклист прикрепил бомбу к его автомобилю.

Под конец 2010 года, в ноябре, произошло еще два таких же теракта. В результате одного из них был ранен Ферейдун АббасИ ДаранИ. Как только он вылечился, он возглавил Организацию атомной энергетики Ирана. А вот другой физик‑ядерщик по имени Маджид Шахриари был убит. Кадры его взорванного «Пежо‑405»

облетели весь мир, потому что Шахриари считался одним из руководителей иранской атомной программы. Хотя, по данным источников телеканала «Аль Джазира», он был обычным исследователем квантовой физики и не имел отношения к ядерным проектам.

Как бы то ни было, убийства на этом не закончились. В июле прошлого года 35-летний Дариуш Резай Нежад тоже стал жертвой покушения. Два мотоциклиста расстреляли его прямо перед его домом в Тегеране.

Немецкая газета «Шпигель» после этого опубликовала материал об убийстве, где цитировала неназванного источника в израильской разведке. И он назвал нападение «первой операцией нового руководителя службы Моссад Тамира Пардо».

Сами сотрудники израильской разведки, естественно, ни разу не говорили о своей причастности к терактам. Но иногда они намекают на то, что ведут скрытую борьбу с Ираном. Вчера, например, глава генштаба Израиля Бенни Гантц сказал, что 2012 год станет критическим для Ирана и его ядерной программы, потому что произойдут, как он назвал их, противоестественные события.

Таких событий уже произошло немало. Только в ноябре там прогремело два загадочных взрыва – один недалеко от ядерного объекта в городе Исфахан. Другой - на оружейном складе. Тегеран утверждает, что это несчастные случаи. Но Израиль не скрывал, что такие противоестественные события ему на руку. 

Также по теме
    Другие выпуски