Кто входит в «кадровый отстойник» Кремля?

30/07/2012 - 21:45 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Владимир Путин назначил одного из бывших лидеров партии «Родина» Сергея Глазьева своим советником, он будет отвечать за интеграцию в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Кроме того, Глазьев станет одним из трёх представителей Путина в Национальном банковском совете. Об особенностях кремлёвской скамейки запасных – наша коллега Лола Тагаева.

Тагаева: Сергей Глазьев – не самый харизматичный политик, однако именно он до 2004 года возглавлял избирательный блок «Родина». Созданный за три месяца до выборов блок сенсационно получил 9% голосов, опередив «Яблоко» и СПС. В 2004 году Глазьев был соперником Владимира Путина на выборах президента, однако на выборах в этом году стал его доверенным лицом. Последние годы Глазьев занимал пост ответственного секретаря таможенной комиссии таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Сейчас он продолжит курировать это направление, будучи советником президента.

По словам политолога Михаила Виноградова, сейчас советники президента представляют собой некий кадровый отстойник, хоть на эти должности и отправились недавно пять уволенных при обновлении состава правительства министра.

Среди них экс-главы минэкономразвития, министерства здравоохранения, министерства образования – соответственно Эльвира Набиуллина, Татьяна  Голикова, Андрей Фурсенко. Однако то, что Глазьев назначен представителем президента в национальном банковском совете придает вес его статусу. Почему Путин вспомнил именно про Глазьева? Как вообще вспоминают о людях из кадровой скамейки запасных? По словам бывшего советника администрации президента Олега Матвейчева, обычно такие назначения происходят по одному сценарию.

Матвейчев: Скорей всего, конечно, кто-то напомнил, кто-то пролоббировал, кто-то сказал: «Вот у нас есть Глазьев, он мог бы заняться каким-то проектом, какой-то темой». И все, он вспомнил и сказал: «А почему бы и нет?» Как правило, конечно, лоббируют. Потом президент приглашает человека, делает предложение, если человек соглашается, происходит назначение. 

Любопытно, что последнее громкое назначение того, кто вроде  бы ушел в тень после яркой  политической карьеры, также связано с блоком «Родина. Почти 4 года еще один бывший ее руководитель Дмитрий Рогозин был в почетной ссылке, занимая должность посла России в НАТО, но в конце прошлого года стал вице-премьером.

Еще два недавних заметных возвращения – это назначение уволенного два года назад с поста главы чувашской республики – Николая Федорова – министром сельского хозяйства и получение портфеля замминистра регионального развития экс-губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. Экстренно уволенному перед возвращением прямых выборов губернаторов Дарькину предрекали чуть ли не судебное преследование и потерю семейного бизнеса. Но события стали развиваться по другому сценарию.

В целом же, говорить о какой-то кадровой запасной скамейке не приходится. Большинство ушедших в отставку не воспринимаются полноценными участниками политического поля, им скорее, ищут почетные, но с ограниченным доступом к финансовым ресурсам местам.  Излюбленные посты для отставников – это сенаторство и должности послов. Например, послом России на Украине уже побывали и экс-премьер-министр и министр. На смену Виктору Черномырдину пришел бывший глава здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов.  Интересно выглядит и история дальнейшего трудоустройства бывшего главы Чечни Доку Завгаева, после отставки он занимал должность посла не где-нибудь, а в Танзании: в 2004 году стал генеральным директором МИДа России, после чего стал снова послом, но уже поближе – Словении.

Некоторые ушедшие в отставку так и остаются без почетного назначения. Ничего до сих пор неизвестно о судьбе экс-спикера Думы Бориса Грызлова, без должностей остались и бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник и экс-полпред Илья Клебанов.

Также по теме
    Другие выпуски